Величественные и удивительные горы передают несравненную красоту и мощь природы. Лишь подняв свой взгляд, мы увидим снежные вершины, глубокие ущелья и острые пики, которые теряются в облаках. Эта необычная и восхитительная картина способна завораживать и порой вызывать трепет в душе.
Сегодня я расскажу вам, как начинающим художникам научиться рисовать горы.
КАК ЛЕГКО РИСОВАТЬ ГОРЫ?
Давайте рассмотрим воздушную перспективу в изображении горного пейзажа и ее влияние на создание иллюзии многоплановости и глубины. Вне зависимости от художественного материала, законы воздушной перспективы работают как в графике, так и в живописи.
Воздушная перспектива основана на нескольких правилах:
1. Чем дальше объект от нас, тем менее четкими становятся его контуры и границы светотени. Это означает, что дальние объекты будут иметь менее выраженные формы и будут выглядеть размытыми.
2. На дальнем плане светлые объекты кажутся темнее, а темные, наоборот, светлее. Это связано с тем, что воздух, который находится между нами и дальними объектами, ослабляет интенсивность их цвета.
3. Чем дальше объект от нас, тем более сдержанным по цвету его нужно изображать. Совсем далекие объекты становятся почти монохромными, их цвета становятся более бледными и близкими к серому оттенку.
4. Простое правило заключается в том, что чем дальше объект от нас, тем выше он находится на картине. Таким образом, удаленные объекты будут расположены выше, чем ближние.
Для наглядного представления можно использовать красивый референс, который поможет начинающим художникам в воплощении сюжета на картине. Горы могут быть представлены в виде разных по величине треугольников, что упрощает задачу.
КАК РИСОВАТЬ ГОРЫ АКВАРЕЛЬЮ
Для того чтобы изобразить горы акварелью, нам потребуются следующие материалы и инструменты:
1. Акварельная бумага с плотностью не менее 200 г/м², которая обеспечит хорошее впитывание красок и сохранит бумагу от деформации.
2. Набор акварельных красок, включающий основные цвета и дополнительные оттенки, чтобы создать глубину и объемность гор.
3. Мягкая плоская кисть, которая позволит создавать мягкие и плавные переходы цветов при рисовании горных форм.
4. Небольшая круглая кисть, которая будет использоваться для добавления деталей, таких как деревья, камни и другие элементы окружающей природы.
5. Малярный скотч, который будет использоваться для фиксации бумаги на поверхности и предотвращения ее смещения во время работы.
С помощью этих материалов и инструментов мы сможем создать уникальное и живописное изображение гор акварелью.
Поэтапно рисуем горный пейзаж
Для начала закрепим лист акварельной бумаги на планшете или столе малярным скотчем, чтобы бумага не складывалась от воздействия воды. Вооружившись твёрдым карандашом, сделаем набросок будущего рисунка, едва касаясь бумаги. Начнём с общего контура и затем добавим неровности. Можно изобразить далёкую горную гряду, оставив примерно четверть листа сверху для неба и столько же для поля у подножия гор.
Затем впишем силуэт гор, прорисовывая хребты и вершины. Не следует переусердствовать с карандашом, чтобы не просвечивал через акварель.
С круглой кистью смочим водой участок листа, где будет небо, стараясь не выходить за контуры гор. Затем начнем закрашивать небо, разводя с водой синюю краску на палитре, например ультрамарин. При этом сверху сделаем небо более насыщенным по цвету, в постепенно высветляющимся к горизонту.
Можем использовать скомканную бумажную салфетку, промакнуть ею некоторые участки и добавить облаков. Пока небо не высохло, подчеркнем нижний край облаков более темным цветом.
Дождемся, пока небо высохнет, и аккуратно смочим водой участок листа, на котором будут горы. При этом стараемся не выйти за контуры и не размыть уже нанесенную краску. Затем добавим легкие тени, разводя на палитре бледно-синюю краску тонкой кистью. Мы должны продумать, с какой стороны будет освещение.
Прокрашиваем участки гор скомканной бумажной салфеткой, добавляя в замес синего чуть-чуть чёрного. Где-то делаем тени потемнее, где-то светлее, главное — чтобы горы отличались по оттенку от неба. Продолжаем прорабатывать рельеф, делая теневые участки, и подчеркиваем хребты. Можно оставить белые места на склонах для снега или сделать светло-голубой замес и поместить его в трещину на склоне для ледника.
Затеняем пространство у подножия гор легкими мазками, идущими по форме горы. К замесу можно добавить каплю зеленого. Ближе к центру композиции делаем более насыщенные тени, постепенно бледнеющие к краям, чтобы передать глубину пространства. Стараемся оставлять между мазками немного воздуха, чтобы создать эффект туманной дымки от растекающейся краски.
Когда краска немного подсохнет, добавляем тона на теневые участки, чтобы усилить контрастность и выразить рельеф. Для этого делаем более тёмный замес синего и чёрного, и короткими мазками добавляем их на горы. Помним, что самые тёмные тени будут рядом с освещенными участками. Не боимся придавать неровности и вносить детали, например, камни.
Теперь нужно дать возможность краске полностью высохнуть и аккуратно смочить водой нижнюю часть листа, не затрагивая горы, чтобы проработать первый план. Так как горы являются самым важным элементом рисунка, первый план делать несложным, чтобы не отвлекать от главного.
Далее закрашиваем участок земли сиеной, создавая плавный переход тона и сделать нижнюю часть темнее верхней. При желании пройдитесь по краю листа жжёной умброй. Затем возьмите зелёную краску на кисточку и точечными мазками закрасьте поле, стараясь оставлять просветы, чтобы было видно немного земли.
На палитре, смешивая зеленый с немножким черного, наносим аккуратную тонкую краску вдоль границы земли и гор. Краска будет смешиваться сама по себе, главное, чтобы не потекала наверх. Можно добавить немного темных пятен внизу. Теперь пришло время пошалить — закроем верхнюю часть картины куском бумаги, возьмем кисть и брызнем яркой краской, например желтой или карминовой, внизу.
Так, простой горный пейзаж акварелью готов. После окончания работы нужно обязательно подсушить ее и только потом аккуратно снимать скотч, чтобы бумага разгладилась и не образовались волны.
РИСУЕМ ГОРЫ ГУАШЬЮ
Работа с гуашью значительно упрощена по сравнению с акварелью — она не течет и весьма предсказуема.
1.Прежде всего, необходима бумага для рисования с плотностью не менее 160 г/м2.
2.Набор гуашевых красок, который должен быть простым и функциональным.
3.Для нанесения красок на поверхность бумаги понадобится маленькая круглая кисть.
4.Важным инструментом при работе с гуашью является мастихин или пластиковая карта, которыми можно перемешивать и создавать различные текстуры.
5.Наконец, чтобы зафиксировать бумагу и предотвратить ее скольжение во время работы, может потребоваться использование малярного скотча.
Приклеим бумагу к рабочей поверхности с помощью малярного скотча и приступим к созданию нашей картины начиная с неба. Однако на этот раз пусть оно будет в розовых оттенках рассвета. Работаем сверху вниз, сначала нанося голубую краску, разведенную водой. Затем постепенно добавляем розовые оттенки, смешивая красную краску с водой. Вблизи середины листа вводим немного желтизны.
Ожидаем, пока гуашь высохнет, и тонкими линиями темно-синей краской замечаем очертания гор — на этот раз без предварительного эскиза карандашом. Красим весь силуэт синей краской с добавлением белил, затем создаем рельеф с помощью темно-синей краски. Можно добавить немного фиолетового для разнообразия. Постепенно наносим тени. Учитывая, что мы изображаем рассвет, нам не следует делать резких и контрастных переходов от света к тени. Снова ждем, пока краска высохнет.
На следующем этапе добавляем всплески белил на склоны гор, смешивая их с немного синей краской, в местах, где должен быть снег. Можно использовать мастихин или пластиковую карту. В тех же местах удобно промыть слой белил ломаными линиями с помощью мастихина, чтобы создать эффект трещин и ущелий. Просматриваем, где еще можно добавить света и где усилить тени, чтобы наш пейзаж стал наиболее выразительным.
Можем взять тонкую кисточку и черную краску, чтобы добавить на склоны гор мелкие деревья штрихами. Тщательно промываем кисть, разбавляем на палитре очень светлый розовый цвет и аккуратно проходим по вершинах, чтобы горы казались освещенными лучами восходящего солнца.
Работа готова. После высыхания можем отклеить скотч и наслаждаться красивым горным пейзажем.
Живопись доступна каждому, включая тех, кто может посчитать такую тему, как горы, непостижимой и особенно трудной. Но самое важное — не бояться ошибиться и попытаться сделать что-то новое.
Вдохновляйтесь референсами, которые вы хотели бы перенести на холст. Внимательно изучите каждую деталь, выберите материал, который лучше всего отражает вашу индивидуальность, и приступайте к работе.