1. Главная
  2. Как нарисовать
  3. Что такое мастихин в рисовании

Что такое мастихин в рисовании

Мастихин – это неотъемлемый инструмент в арсенале художника. Он напоминает шпатель, похож на металлическую лопаточку с ручкой, ведь именно так переводится это слово с итальянского языка.

Вначале его предназначение было скромным: смешивать краски на палитре и, при необходимости, соскабливать их с холста. Однако со временем художники начали использовать мастихин не по прямому назначению, и это привело к появлению нового направления в искусстве – живописи мастихином.

Некоторые мастера предпочитают смешанную технику, работая и кистью, и мастихином одновременно. Однако есть художники, которые создают свои картины исключительно с помощью мастихина. Эти произведения искусства отличаются особой выразительностью и яркостью цветов.

Даже мельчайшие мазки, созданные мастихином, приобретают фактуру и выразительность, придающие работе особую глубину. Благодаря этому инструменту художник может создать любое произведение – будь то пейзаж, портрет, натюрморт.

Таким образом, мастихин является незаменимым инструментом для художников, помогающим создавать картины, полные выразительности и ярких красок.

КАКИМИ БЫВАЮТ МАСТИХИНЫ

Мастихин для палитры — это особый вид, предназначенный для смешивания различных цветов и очищения палитры и холста от лишней краски. По своему внешнему виду он напоминает обычный нож для нанесения масла или строительный шпатель. Важно не путать его с мастихином для живописи, так как последний предназначен именно для работы с палитрой, а не для нанесения краски на холст.

Мастихин для живописи отличается наличием изгиба около ручки и разнообразием формы лезвия. Он необходим для переноса краски на холст, создания цветовых эффектов, нанесения густых пастозных мазков и заливки фона.

Существуют несколько самых популярных инструментов:

  1. Ромбовидный мастихин считается универсальным, поскольку с его помощью можно выполнить любые мазки, создать нужную фактуру или процарапать слой краски.
  2. Тонкий овальный мастихин, также известный как «рыбка», помогает создавать аккуратные фактурные или волнистые мазки. Он также является универсальным вариантом, подходящим для всех этапов работы над картиной.
  3. Каплевидный мастихин похож на ромбовидный, однако его грани не имеют острых углов — все углы скруглены.

Кроме того, доступны и другие формы мастихинов, такие как фигурные, многоугольные и округлые. Эти инструменты предназначены для опытных пользователей, которые хорошо знают и понимают, каким образом они могут использовать их в своей работе.

Мастихин – прекрасный альтернативный инструмент кистей, который не требует особенного ухода. По окончании работы достаточно протереть его влажной тканью или промыть под краном, а после — тщательно высушить полотенцем.

ПОДБИРАЕМ ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЖИВОПИСИ МАСТИХИНОМ

Если вы начинающий художник и хотите использовать мастихин для своих работ, не обязательно сразу покупать много видов. Для первых шагов достаточно иметь пару мастихинов разного размера: один ромбовидной формы и другой в форме рыбки.

Более крупный мастихин подойдет для работы с большими поверхностями и создания рельефных эффектов, а поменьше можно использовать для подчеркивания деталей. Важно отметить, что не стоит выбирать пластиковые мастихины, так как их качество может оставлять желать лучшего и может разочаровать в работе с этой техникой.

Если вы рассматриваете металлический мастихин, важно проверить его гибкость. Он должен быть достаточно пружинистым, но не слишком мягким. Также обратите внимание на качество крепления.

Традиционно для работы с мастихином используют масляные краски. Однако в последнее время все больше художников отдают предпочтение акрилу, так как он позволяет работать пастозно и быстрее сохнет. Следует учитывать, что акрил при высыхании проседает, делая слой краски менее фактурным. Также мастихин может использоваться для работы с гуашью.

Что касается основы для картины, идеальным материалом для работы с мастихином является холст.
Однако начинающим художникам можно попрактиковаться даже на плотной бумаге, например, акварельной. Важно, чтобы бумага не была слишком тонкой, так как она может деформироваться под воздействием большого количества краски, что может мешать работе.

Если вы работаете с бумагой, ее необходимо закрепить на планшете или столе с помощью малярного скотча и отклеивать только после полного высыхания краски.

Во время работы с мастихином важно иметь под рукой бумажные салфетки или обычную тряпочку. Это позволит постоянно протирать мастихин от остатков краски, чтобы не получилась грязная смесь цветов.

Итак, если вы хотите начать работать с мастихином, вам потребуются несколько инструментов — пара мастихинов разного размера, качественные масляные или акриловые краски, подходящая основа для картины и материал для протирания мастихина от краски. Не бойтесь экспериментировать и открывать новые возможности с помощью этого удивительного инструмента.

ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ МАСТИХИНОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

При работе с мастихином есть несколько важных правил, которые помогут создать уникальные и выразительные произведения искусства.

Первое правило – использовать большое количество красок на палитре. Чем больше разнообразных оттенков и цветов, тем насыщеннее получится работа.

Второе правило – краску следует набирать на мастихин только с внешней стороны. Держа его изогнутым от себя, мы получаем удобный угол для нанесения краски на холст.

Третье правило – необходимо очищать мастихин от красок с помощью тряпочки после каждого мазка или смены цвета. Это поможет избежать случайного смешивания оттенков и получения грязного или нежелательного цвета.

Четвертое правило – фактура, толщина и форма мазков формируются и регулируются углом наклона мастихина и силой нажима. Сильный нажим создает тонкий слой краски, а слабый – более насыщенный и густой. При этом важно не пережимать мастихин, чтобы не повредить холст. В зависимости от художественной цели, мазки могут иметь прямую, круговую или точечную форму.

ТЕХНИКИ РАБОТЫ С МАСТИХИНОМ

Каждый художник со временем вырабатывает свои собственные навыки работы с мастихином, но существуют несколько основных техник, которые можно использовать:

  1. Первая техника – крупные пастозные мазки. Для этого краску следует набирать на мастихин, примерно на 1/3 его площади, а затем мягкими движениями, подобно намазыванию масла на хлеб, равномерно распределять ее по поверхности. Важно не сильно нажимать на мастихин, чтобы не повредить холст и не смазать уже нанесенные слои краски.
  2. Вторая техника – растушевка красочного слоя. Здесь мазки постепенно растушевываются до гладкой фактуры и однородного цвета. Этот прием хорошо подходит для создания фона, неба или водной глади.
  3. Третья техника – точечные мазки. Краска набирается только на кончик мастихина и накладывается короткими движениями без растирания. При использовании красок разных цветов можно создавать живописные мозаики, например, изображать осеннюю листву, цветы или блики на воде.
  4. Четвертая техника – смешивание цветов и создание градиента. Для этого на холст наносятся два близких цвета бок о бок, а затем аккуратными горизонтальными движениями влево и вправо распределяются краски при помощи мастихина. Постепенно создается гладкий переход между цветами. Также цвета можно смешивать прямо на холсте, используя хаотичные мазки в разных направлениях.
  5. Пятая техника – создание разнообразных фактур. Для этого небольшое количество краски набирается на мастихин, а затем быстрыми легкими движениями наносятся мазки на холст. В результате получаются неоднородные мазки с рваными краями и непокрытыми областями. Такая техника может использоваться как на чистом холсте, так и поверх уже нанесенного фона.
  6. Шестая техника – линии. Для создания тонкой прямой линии следует набрать краску на ребро мастихина, опустить его на холст под углом в 90 градусов и провести линию. Чем больше наклон, тем толще будет линия. Этот метод поможет изобразить ветви, стебли и другие тонкие элементы.
  7. Седьмая техника – сграффито. Это процесс, при котором кончиком мастихина процарапывается уже нанесенный слой краски, создавая тонкую линию или рисунок.
  8. Восьмая техника – обобщение. Для этого легкими и быстрыми движениями мастихин смазывает прописанное изображение, размывая его границы и придающая ему эффект отступления на второй план.

Таким образом, работая с мастихином, художник может применять разнообразные техники и методы, чтобы создавать уникальные и экспрессивные произведения искусства.

РАБОТА С МАСТИХИНОМ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Прежде чем приступать к работе над первой картиной, начинающим художникам рекомендуется попробовать экспериментировать с мастихином, чтобы приноровиться к этому инструменту и попробовать разные способы нанесения краски и смешивания цветов.

Для этого необходимо взять лист плотной бумаги формата А3 и краски нескольких базовых цветов. Закрепите бумагу на планшете и, вооружившись мастихином, начните экспериментировать с мазками, растушевками и замесами.

Пробуйте наносить краску, меняя угол наклона инструмента, и наблюдайте, какие при этом получаются мазки. Вы можете попробовать написать кончиком лопатки цветы, добавить к ним стебельки ребром мастихина, процарапать тычинки и прожилки.

Одним из самых простых сюжетов для живописи мастихином является горный пейзаж. Мастихин позволяет максимально эффектно передать скальные выступы и снежные долины без детальной проработки. Для такой картины вам понадобится скромный набор красок: белило, черный и ультрамарин.

Вы можете выполнить всю работу мастихином или использовать кисть для прописывания неба и набрасывания силуэтов гор, чтобы было проще ориентироваться во время работы.

Перед тем как начать, выдавите на палитру краски. Начните с белой и синей краски, а чёрную добавьте позже, чтобы она не высохла на палитре. Это относится только к акриловым или гуашевым краскам, поскольку масляные сохнут медленно и можно не беспокоиться о их сохранности на палитре.

Смешайте ультрамарин с белилами в большом количестве, чтобы получился голубой цвет. Наберите краску на мастихин и нанесите на основу для картины широкими фактурными мазками или растушуйте красочный слой до гладкости. Нарисуйте небо примерно до середины листа.

Добавьте на палитру ещё немного ультрамарина, чтобы получить темный оттенок, и на мастихине нанесите силуэт гор резкими, неровными мазками. Затем можно добавить ещё немного синего цвета и фактурными мазками прописать горы. Наносите мазки по направлению склонов, а не вертикально, и делайте четкие и резкие движения. Когда основные формы намечены, добавьте на палитру черную краску и подмешайте её к синему. Представьте, что солнце светит слева.

Нанесите немного краски мастихином на склоны гор с противоположной стороны света, чтобы создать густые тени. При этом не прилагайте сильного давления на инструмент, чтобы не размазать уже нанесённый слой краски.

Затем наберите белила и такими же фактурными мазками пропишите свет на склонах гор. Можно добавить несколько светлых пятен с примесью синевы на тёмной стороне. В целом, картина готова. Чтобы сделать её максимально контрастной, можно нанести чистый черный цвет мастихином на самые затенённые места. Важно не переборщить с чернотой, чтобы работа не получилась мрачной и угнетающей.

Дерзайте, пробуйте разные формы инструментов, различные материалы. Ведь творческий процесс — это весьма увлекательно и захватывающе!

Меню