Энкаустика – одна из уникальных художественных техник, уходящая своими корнями во времена древней Греции, древнего Рима и даже, согласно некоторым источникам, древнего Египта.
Изначально это слово происходит от греческого термина «энкаустикоς», что означает «вжигание». Особенностью энкаустики является использование воска в качестве основного связующего вещества в красках. Чтобы создать произведение искусства в этой технике, краски наносятся на основу в раскаленном виде и, после охлаждения и застывания, сохраняют яркость и насыщенность цветов на протяжении многих веков.
Немного истории
Среди многочисленных артефактов, обнаруженных при раскопках гробниц в Древнем Египте, особенное внимание привлекают росписи, выполненные восковыми красками. Происхождение этих росписей относится к 3-му тысячелетию до нашей эры.
Однако, наиболее известным памятником энкаустики в истории являются так называемые «фаюмские портреты», обнаруженные в некрополе Фаюма в Египте. Данные погребальные портреты датируются периодом с I по III век нашей эры и, несмотря на длительное время существования, краски на них до сих пор сохраняют свежесть и насыщенность цветов.
Позднее энкаустика была применена в иконописи, но затем была замещена масляной живописью и темперой.
Восстановление интереса художников и ученых к энкаустике произошло в результате археологических раскопок в XIX веке. Многие мастера пытались воссоздать потерянные секреты этой древней техники. Исследования и эксперименты позволили возрождение древнейшей техники энкаустики.
В наше время энкаустика остается актуальной и даже набирает популярность – все больше художников обращаются к ней.
Материалы и инструменты
Вместо детских мелков, профессиональные творцы предпочитают использовать художественный воск для работы. Однако для новичков, которые только начинают свой путь в этой технике, вполне достаточно восковых мелков.
Для создания работ в энкаустике потребуется белый мелованный картон небольшого формата, например, А5.
Что касается утюга для энкаустики, тут могут возникнуть проблемы, так как существуют специализированные утюги для этой техники. Однако, если покупка такого оборудования не входит в планы, можно использовать небольшой дорожный утюжок. Важно, чтобы он не имел дырочек для пара на подошве и обладал возможностью регулировки температуры.
Для удаления излишков воска или смягчения его на поверхности работы потребуются салфетки — бумажные или тканевые.
Необходимо также использовать газету или другую бумагу в качестве подложки.
Для более продвинутых художников, занимающихся энкаустикой, может потребоваться инструмент под названием каутерий. Современный каутерий напоминает паяльник и используется для работы с мелкими деталями изображения. Однако для новичков этот инструмент не обязателен, так как детали можно проработать, используя нагретый мастихин.
Также могут понадобиться острые деревянные палочки, зубочистки или канцелярский нож для процарапывания рисунка в случае необходимости.
При работе в технике энкаустики очень важно не забывать о безопасности! Инструменты очень горячие, поэтому невнимательность может привести к ожогам. Маленьких детей следует полностью исключить из такого рода творчества, а дети постарше должны работать под пристальным присмотром взрослых.
Энкаустика. Техника рисования
- Воск, используемый в процессе создания картины, может быть нанесен на бумагу или картон с помощью нескольких различных техник. Одна из таких техник — разглаживание. В этом случае утюг с нанесенными красками опускается на поверхность и плавно перемещается без нажима из стороны в сторону, похоже на обычную глажку белья. Таким образом можно создать фон для будущей картины.
- Другая техника — оттиск. В этом случае утюг просто прикладывается к поверхности и сразу же убирается без проглаживания, что создает отпечаток. Этот метод используется, например, для создания изображения гор.
- Третий способ — работа ребром утюга, который позволяет прорисовывать тонкие линии. Таким образом можно создавать изображение травы и ветвей деревьев.
- Четвертый способ — работа кончиком утюга, который помогает проработать мелкие детали, такие как цветы или птицы.
- Другой метод, известный как обратная техника, включает размещение листа картона на поверхности утюга, прогревание его, а затем рисование мелками по нагретому листу.
- Также существует техника сграффито, которая включает процарапывание изображения на уже нанесенном слое краски.
Это только некоторые из техник, которые можно использовать при работе с восковыми материалами. Они позволяют художникам уникальным образом выразить свою креативность и создать восхитительные произведения искусства.
Энкаустика для начинающих
Давайте начнем знакомство с техникой рисования горячим воском с помощью простых абстрактных сюжетов и попробуем различные приемы создания картины.
Для начала, подготовим поверхность. Для этого мы кладем газету, а на нее лист картона. Газета необходима, чтобы не запачкать стол красками. После этого разогреваем утюг и держим его горизонтально, подошвой вверх. Наносим на подошву утюга мелки разных цветов, например, синий и красный, горизонтальными полосами на всю поверхность листа картона. Важно, чтобы воск плавился, но не тек.
Затем переворачиваем утюг и плавно проглаживаем поверхность листа. Если цвета недостаточно яркие, можно повторить процедуру. После каждого цвета необходимо протирать подошву утюга салфеткой, чтобы избежать грязных сочетаний цветов.
Далее, мы снова наносим краски на подошву утюга и попробуем прогладить картон волнообразно, чтобы наблюдать, какой эффект вызывает такое движение. Также можно описывать утюгом окружность – каждый раз краски будут распределяться по-разному.
Попробуем также технику разглаживания и оттиска. Наносим воск на утюг и плашмя касаемся поверхности картона. Сразу после этого убираем утюг строго вертикально, чтобы не смазать получившийся узор. Можно повторить оттиск еще раз, не вытирая воск. Можно оставлять отпечатки всей подошвой или только носиком и наблюдать за результатом.
Теперь,протестировав уже несколько техник, можно попробовать рисовать ребром утюга. Для этого наносим воск только на одно ребро и прорисовываем на картоне хаотичные линии. Также можно рисовать ребром без воска – просто чертить им по уже готовому красочному слою.
Простой пейзаж
Давайте попробуем изобразить простой пейзаж. Подошву утюга покрываем голубым и белым мелком в случайном порядке, создавая пятна.
Затем гладим верхнюю часть картона уголком утюга, чтобы создать облака. Протираем утюг и наносим горизонтальные полосы коричневого и зеленого цветов на подошву, по желанию добавляем немного охры.
Гладим, переходя немного на небо. Если хотим изобразить холмы, то движения должны быть волнообразными, а для равнин — строго горизонтальными. Делаем несколько отпечатков чистым утюгом. Вытираем подошву утюга и наносим темно-зеленый мел только на одно ребро.
Четкими линиями прорисовываем травинки на переднем плане. Ждем, пока воск остынет, а затем полируем изображение мягкой тряпочкой для того, чтобы придать блеск и интенсивность краскам. Это важный этап работы в технике энкаустики. Итак, первый простой пейзаж готов.
Усложняем задачу
Давайте теперь добавим больше разнообразия в пейзаж. Как и в первой картине, мы начинаем с неба, рисуя его и добавляя светло-зеленый оттенок на утюг. Затем мы поворачиваем карточный лист так, чтобы нам было удобно, и проводим утюгом волну, оставляя непокрашенную область между небом и землей.
Затем мы снова наносим зеленую краску и проводим волну в другом направлении, закрывая непокрашенную область и уводя утюг вниз в противоположном углу. Теперь мы наносим темно-зеленую краску на часть поверхности утюга и горизонтально рисуем первый план картины вдоль нижнего края листа. Всего за четыре движения мы создали многоплановую картину.
Давайте добавим еще деталей. Мы делаем оттиски чистым утюгом и наблюдаем, как проявляется фактура изображения. На кончике утюга мы наносим зеленый мелок и намечаем растительность на дальнем плане. С помощью ребра утюга мы добавляем травинки на переднем плане. Нанося на кончик утюга красную краску точками, мы намечаем цветы в траве.
Добавим еще желтых и фиолетовых точек. Мы можем составить из этих точек соцветия или просто хаотично распределить их по полю. Не забудем о перспективе — чем дальше от нас предметы на картине, тем они выше, меньше и бледнее по тону.
Подождем, пока картина остынет, и протрем ее салфеткой.
Закат над озером в технике энкаустики
На подошву утюга мы разноцветными полосками воска, начиная с желтого, осуществляем нанесение. Оранжевый, красный, фиолетовый и синий следуют за ним. Проглаживаем верхний лист горизонтальными движениями. Итак, небо готово.
Теперь мы наносим коричневый, черный и темно-зеленый воск на половину поверхности. Делаем волнообразную изогнутую дугу, простирающуюся от одного края до другого, оставляя незаполненное пространство внизу листа. Затем, добавляем синий воск и переносим краску, создавая нежную волну. Не беспокоится, если берег немного «растянется» в воду — так появится иллюзия отражения. На переднем плане добавляем волну в противоположном направлении, используя воск более темного оттенка.
Подошву утюга мы вытираем и на кончик наносим оранжевую краску. Осторожными движениями добавляем несколько оранжевых штрихов на воде — отражение вечернего неба. Мы также можем добавить несколько желтых и красных клякс.
Через кончик утюга мы наносим черную краску и создаем несколько точек на небе. С помощью кончика аккуратно прорисовываем из этих точек крылья птиц. На ребро утюга мы наносим темно-зеленый воск и прорисовываем травинки по берегу. Более близкие к нам травинки делаем крупнее и более четкими.
Если у нас больше нет желания добавлять что-то, мы ждем, пока воск затвердеет, и затем полируем.
Волшебный цветок
Первоначально наносим на утюг цвет фона. Можно выбрать яркую комбинацию, например, зелёный с жёлтым. Делаем это горизонтальными движениями, чтобы распределить краску равномерно. Затем, беря краску, начинаем наносить ее на картон таким же способом. Важно не забыть вытереть подошву утюга перед этим.
После этого делаем небольшую хитрость: наносим розовую краску только на половину поверхности картона, начиная с кончика. Это создаст интересный визуальный эффект и придаст работе глубину.
Далее, используя круговые движения, рисуем на картоне пять крупных лепестков. Располагаем их чуть ниже середины листа.
Чтобы придать цветку дополнительные детали, наносим на носик утюга красную краску и делаем оттиски на лепестках, направляя кончик утюга в центр цветка. Это придаст цветку объемность и заинтересует зрителя.
Для создания тычинок, нагреваем утюгом жёлтый мелок и лёгкими движениями прорисовываем несколько тычинок. Это придаст работе еще больше реализма.
Для дополнительной детализации наносим на кончик утюга немного белого воска и дорабатываем тычинки, создавая белые крапинки.
Затем берем зубочистку и аккуратно процарапываем тоненькие прожилки на лепестках. Это придаст цветку еще больше натуральности.
Чтобы завершить рисунок, прорисовываем тёмно-зелёным цветом стебель, используя ребро утюга. Также можно добавить несколько листьев, легкими мазками указывая их форму и расположение.
Важно не забыть доработать фон. Можно сделать его темнее в нижней части либо добавить несколько оттисков, чтобы он не выглядел совсем плоским. Но при этом фон не должен «забивать» основной сюжет. Добавляем такие цвета, которые подчеркнут красоту цветка и не будут отвлекать от него.
Ожидаем полного остывания работы и затем снова полируем ее тряпочкой, чтобы придать работе блеск и завершить процесс.
Заключение
Техника энкаустики, хоть и кажется на первый взгляд простой, требует постоянных усовершенствований и тренировки. Новичкам следует помнить, что при первых шагах в искусстве ошибки неизбежны и на них можно учиться.
Первые работы не обязательно станут шедеврами, но с каждым новым штрихом мастерство будет постепенно расти. Творчество — это прекрасно! Никогда не останавливайтесь на достигнутом.