1. Главная
  2. Карандаш
  3. Что такое сангина и как ею рисовать

Что такое сангина и как ею рисовать

Весьма любопытное слово – сангина. Оно как будто относится к болезни или крови. Невероятно, но именно этот материал, вместе с углем и мелом, занимает первые строки в истории художественного творчества. На самом деле, название сангина действительно происходит от латинского слова «sanguis», что означает «кровь».

Эта особенная краска, которая обозначает красный цвет, нашла свое применение еще в древности, в эпоху палеолита, в виде древних наскальных рисунков. В античности сангину активно использовали для создания эскизов и набросков на керамических изделиях.

САНГИНА — ЧТО ЭТО?

Сангина – это мягкий материал, который используется для рисования. Он выпускается в форме брусочков круглого или квадратного сечения, а также в форме тонких заостренных стержней и карандашей.

Сангина имеет различные оттенки красновато-коричневого цвета, что делает его идеальным инструментом для набросков обнаженной человеческой фигуры. Этот цвет обусловлен наличием оксидов железа в составе сангины, помимо каолина. Хотя сангина похожа на сепию по цвету, их нельзя путать, так как у них разный состав. Раньше цвет сепии придавали чернила из каракатицы.

Сначала сангину использовали природного происхождения, но затем начали производить ее искусственно. В Италии были обнаружены большие запасы необходимых ингредиентов – глины, охры, сиенской земли, которые смешивались и обжигались, чтобы получить сангину. Позднее люди научились производить этот материал искусственно из глины, растительного клея и пигментов.

Получила широкое распространение в эпоху возрождения в качестве самостоятельного художественного материала. Великие художники этого периода, такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело использовали сангину для создания набросков и полноценных произведений, играя с тоном и придавая изображению живописный вид.

Для начинающих художников сангина очень удобна, так как легко удаляется с бумаги, позволяя исправлять любые неточности в работе.

У данного художественного материала имеются и другие явные преимущества, которые важно отметить.
Во-первых, он не подвержен выцветанию на солнце. Во-вторых, несмотря на свою монохромность, обладает множеством оттенков, что придает ему глубину и разнообразие. Ну и, конечно же, стоимость его относительно невысока.

При работе с сангиной нет необходимости делать предварительный эскиз карандашом — можно сразу передавать мелкие детали рисунка, доводя его до идеала.

КАК РИСОВАТЬ САНГИНОЙ

Перед началом работы с сангиной необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  1. Для основного рисунка подойдут материалы в виде брусочков, а для проработки деталей удобнее использовать сангину в карандаше.
  2. Возьмите плотную и шероховатую бумагу для пастели, так как сангина на ней будет лучше держаться. Начинать работу лучше всего с форматов А4 или даже А5, поскольку заполнение всей поверхности большого листа будет сложным.
  3. Используйте клячку для высветления тонов по необходимости. Особенность клячки заключается в том, что она поглощает пигмент, не повреждая бумагу, и ее не нужно тереть по изображению, как ластик.
  4. Бумажная салфетка может быть использована для растирания штрихов. Ее можно скрутить в плотную трубочку, чтобы получить своего рода самодельную растушевку.
  5. Мелкая наждачная бумага может быть необходима для заточки мелков, если потребуется.
  6. Для закрепления изображения и предотвращения стирания сангины с поверхности бумаги, используйте лак для волос или любой другой мягкий художественный лак. Лак необходимо распылить на расстоянии не менее 40-50 см от поверхности и дать ему высохнуть. Стоит помнить, что любой фиксатив, даже профессиональный, делает работу темнее.
  7. Если частое перемещение рисунков не планируется, то их можно не закреплять, а хранить в альбоме. Однако для максимального уменьшения трения между листами рекомендуется поместить между ними кальку.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ РИСУНКА САНГИНОЙ

Основные методы использования сангины в рисовании — это линия, штриховка, растушевка и их комбинация.

Линия — используется для прорисовки контура предметов или работы над отдельными деталями. Для создания линий сангиной можно применять тонкое нанесение, которое впоследствии можно оставить или растушевать для достижения однородного тона.

Штриховка — выполняется путем использования линий различного направления, толщины и формы. Благодаря мягкости материала, можно легко изменять толщину и яркость штрихов, регулируя силу нажима. Штриховка помогает передать форму предмета, повторяя его контуры. Она также может использоваться для создания теней и придания объема.

Начинающим художникам рекомендуется использовать штриховку для изучения характеристик материала на бумаге. Можно нарисовать несколько квадратов и заполнить их различными видами штрихов — вертикальными, горизонтальными, диагональными, перекрестными, полукруглыми.

Для создания широких участков цвета и теней без использования штриховки, можно попробовать рисовать мелком не острым кончиком, а всей гранью, положив его плашмя на поверхность.

Чтобы сделать линии более насыщенными, можно слегка смочить мелок водой.

Растушевка — это техника размытия штрихов до получения ровного фона. Она добавляет работе прозрачности и реалистичности. Для отработки этой техники можно снова нарисовать квадраты, заполнить их штрихами и растереть их с помощью салфетки или пальца.

Для понимания материала, рекомендуется использовать так называемую тоновую растяжку. Для этого рисуют прямоугольный контур и заполняют его цветом от самого темного до самого светлого. Плавные переходы между тонами создают эффект объема.

ПРОСТЫЕ РИСУНКИ САНГИНОЙ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Когда вы уже набрались опыта в штриховке, растушевке и работе с тоном, можно приступать к рисованию. Давайте в качестве примера возьмем простой сюжет – раскидистый старый дуб в поле.

Сначала ребром мелка легко затонируем всю поверхность листа. С помощью салфетки растушуем неровности тона, чтобы создать более гладкую поверхность. Затем, отступив на пару-тройку сантиметров от нижнего края листа и приблизительно по центру, наметим толстый ствол дерева, несколько массивных веток, уходящих в крону, и контур кроны с помощью тонких линий.

Проведем линию горизонта немного ниже середины листа. Можно использовать плоскую сторону мелка, чтобы наметить на горизонтальной линии силуэт какой-нибудь растительности. Этот элемент не требует детальной проработки, он просто добавит рисунку глубины. Таким образом, набросок готов.

Следующий шаг – максимально плотно заштриховать часть ствола под самой кроной. Эта тень будет самой тёмной областью на рисунке, поэтому ориентируемся на нее. Представим, где в кроне дерева могут быть наиболее затененные места, и постепенно заштрихуем их немного светлее, чем ствол в тени. Затем более свободными штрихами нанесем полутени в кроне и на стволе дерева, а также легко заштрихуем ту часть кроны, которую освещает свет.

Наметим падающую тень от нашего дуба. Определим направление тени в зависимости от того, где находится источник света. Если свет падает сверху, самая густая тень будет располагаться непосредственно под деревом. Если свет идет сбоку, то тень будет падать с противоположной стороны. Чем ниже источник света, тем длиннее будут тени – это просто.

Тщательно растушуем все штриховки и переходы от света к тени. После того, как основные тоновые пятна будут проработаны, можно добавить деталей. Если у вас есть сангина в карандаше, воспользуйтесь ей. Или можно приступить к работе, заточив брусок наждачной бумагой.

Наметим жирными линиями рисунок коры на стволе, ведь если дуб старый и раскидистый, его кора будет очень неоднородной и рельефной. Осторожно растушуем эти линии салфеткой, свернутой в плотную трубочку – так мы создадим тени от каждого изгиба коры и тем самым добавим объем рисунку.

Крона дерева также неоднородная, поэтому тонкими волнистыми линиями слегка наметим лиственные массы. Можно прорисовать несколько ветвей внутри кроны.

Внимательно рассмотрите рисунок, внесите необходимые корректировки и можете наслаждаться потрясающим результатом своей работы.

Меню