1. Главная
  2. Карандаш
  3. Как нарисовать лицо человека карандашом

Как нарисовать лицо человека карандашом

Портрет — это один из самых сложных жанров в живописи. Создание портрета требует не только художественного мастерства, но и понимания анатомии, структуры лица, светотени, выражения и эмоций.

Как научиться рисовать лицо?

Художник должен уметь правильно передать уникальные черты и индивидуальность каждого человека. Особое внимание уделяется искусному отображению деталей, таких как глаза, нос, рот и волосы, чтобы достичь максимальной реалистичности и сходства с моделью.

Подбираем материалы для создания портрета.

ПОДБИРАЕМ КАРАНДАШИ

Вот некоторые из основных видов карандашей, которые можно использовать при работе над портретами:

1. Мягкие карандаши: Используйте карандаши с мягким грифелем, такими как 2B, 4B или 6B. Они отлично подходят для создания темных тонов и теней в портрете.

2. Средние карандаши: Карандаши с грифелем HB, 2H или 4H позволяют создавать более средние тона и контурные линии в портрете.

3. Жесткие карандаши: Если вы хотите добавить более светлые и яркие оттенки, используйте карандаши с жестким грифелем, такие как 2H, 4H или 6H.

4. Угольные карандаши: Угольные карандаши отлично подходят для создания более мягких и широких тонов. Они могут быть использованы как для общего наброска портрета, так и для создания глубоких теней.

5. Контурные карандаши: Контурные карандаши с помощью своей тонкой и точной наконечником отлично подходят для создания деталей в портрете, таких как волосы или мелкие морщины на коже.

6. Цветные карандаши: Если вы предпочитаете работать с цветными портретами, использование набора карандашей различных оттенков позволит вам создать более живописное изображение с разнообразием цветов и оттенков.

ТОЧИЛКА

Для создания портрета точилка не является основным инструментом, но она может быть полезна для заточки карандашей. Позже вы можете использовать канцелярский нож.

ПЛОТНАЯ БУМАГА

Рекомендую выбирать гладкую бумагу с плотностью не менее 120 г/м2. Такая бумага будет более прочной и подойдет для создания портретов. Она позволит вам использовать карандаши, уголь, маркеры или пастель и не боятся протереть бумагу.

ЛАСТИК

Профессиональные художники предпочитают использовать канцелярский нож для затачивания карандашей, так как точилка не позволяет изменять длину и форму грифеля. В начальном этапе обучения можно упростить себе жизнь и воспользоваться точилкой для поддержания остроты карандашей. Однако постепенно вы начнете понимать, в чем вам не хватает при такой заточке, и научитесь мастерски работать с канцелярским ножом.

ЛИНЕЙКА

Понадобится для построения осей и линий симметрии, чтобы ваш рисунок был ровным.

ШТРИХОВКА

Что придать лицу на портрете объем используйте штриховку и растушевку.
Штриховка включает в себя использование линий разной длины, формы и направления, что позволяет создавать различные текстуры и эффекты на поверхности рисунка.

Растушевка, в свою очередь, представляет собой процесс размытия штриховки, чтобы отдельные штрихи стали неразличимыми и создали плавные переходы от света к тени. Для растушевки можно использовать обычную бумажную салфетку или подобные инструменты. Эти приемы помогают придать объем и глубину изображению лица и создать более реалистичный эффект.

ВИДЫ ШТРИХОВКИ

1. Параллельная штриховка представляет собой чередование параллельных линий, которые идут в одном направлении. Этот вид штриховки используется для создания эффекта тени, объема или текстуры на рисунке. В зависимости от расстояния между линиями можно достичь различных визуальных эффектов.

2. Перекрёстная штриховка состоит из двух (или более) наборов пересекающихся параллельных линий. Этот вид штриховки используется для создания чередующихся светлых и темных областей, чем-то напоминающих крест-штрихи. Она хорошо подходит для обозначения теней и текстур на рисунке.

3. Круговая штриховка представляет собой набор круглых форм, расположенных рядом. Линии могут быть более плотно расположены или разреженными в зависимости от желаемого эффекта. Этот вид штриховки обычно используется для создания объемности и дополнительной глубины на рисунке.

4. Точечная штриховка представляет собой набор мелких точек, расположенных рядом друг с другом. Похоже на ряды маленьких пятен или точечек. Этот вид штриховки используется для создания различных визуальных эффектов, таких как текстура или значительные тени и свет. Размер и плотность точек могут варьироваться в зависимости от желаемого эффекта.

ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ ПОСТРОЕНИЯ

ГОРИЗОНТАЛИ

При создании портрета нужно начать с построения основных линий. Для этого нужно поставить две точки, размещая их вертикально друг над другом. Далее провести вертикальную линию по центру листа — это основная ось симметрии. Расстояние между этими точками соответствует расстоянию между макушкой и подбородком.

Далее, нужно разделить получившийся отрезок пополам и провести горизонтальную линию. Глаза будут находиться на этой линии. Нижний отрезок снова делится пополам и на нем отмечается горизонтальная линия для основания носа. Эти линии также необходимы для правильного изображения ушей.

Затем отрезок нижней части делится на три части. На уровне второй трети нужно наметить линию губ. Линия подбородка определяется по крайней точке.

После этого возвращаемся к линии глаз и проводим горизонтальную линию немного выше — это место для бровей. Затем поднимаемся еще выше и, измерив расстояние от подбородка до основания носа, отступаем на такое же расстояние для наметки линии роста волос.

Таким образом, мы создали основные горизонтальные линии, на которых будем ориентироваться при создании портрета.

ВЕРТИКАЛИ

Теперь необходимо определить вертикали.
Вернитесь к линии основания носа и точками отметьте его ширину, которая равна расстоянию между глазами.
Затем проведите две вертикальные линии до предыдущего уровня, где будут находиться внутренние уголки глаз. Расстояние между глазами не должно быть слишком большим: примерно равное ширине одного глаза. Сразу же можно определить точками внешние уголки глаз. На отрезках, которые задают границы глаз, также ищем середину для зрачков.

Ширина губ соответствует расстоянию между радужками глаз, наметьте ее двумя вертикальными линиями.

Ширину подбородка определите по уголкам губ. Легким штрихом обозначьте скулы.

ШПАРГАЛКА ПО ПРОПОРЦИЯМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЛИЦА

1. Длина головы (от волосистой части до подбородка) равна примерно одной восьмой человеческого роста.
2. Ширина головы (между височными выступами) соответствует примерно трети ее длины.
3. Глаза находятся на уровне середины головы и располагаются на расстоянии одного глазного яблока друг от друга.
4. Верхний край уха примерно совпадает с верхней границей глаза, а нижний край уха — с нижним краем носа.
5. Нижняя граница нижней губы располагается примерно в середине расстояния между верхней границей подбородка и нижней границей носа.
6. Помещается пять глазных яблок между двумя точками ушей.
7. Расстояние от внутреннего угла глаза до внешнего края губы равно расстоянию от внешнего угла глаза до наружного угла ноздрей.

Эти пропорции помогают создать более реалистичный рисунок или портрет человека. Однако стоит помнить, что каждый человек уникален, и индивидуальные особенности могут незначительно отклоняться от этих пропорций.

ПРИСТУПАЕМ К ПОСТРОЕНИЮ

Для освоения навыка рисования портретов необходимо усвоить основные пропорции и обязательно их соблюдать. Давайте попробуем создать вместе портрет карандашом поэтапно.

НАБРОСОК ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИЦА

Давайте возьмем карандаш и начнем с построения глаз. На первой горизонтальной оси мы отметим точки расположения глаз и будем работать поэтапно с каждым из них. Начнем с прорисовывания верхнего века, которое немного напоминает по форме каплю, особенно внутренний уголок глаза. Затем приступим к прорисовыванию нижнего века по такой же схеме.

Ориентируясь на вертикали, которые отмечают ширину губ, и точки, которыми отмечены зрачки, мы будем рисовать радужку глаза. Немного отступив от линии роста ресниц, проведем плавную линию верхней границы верхнего века и наметим ресницы.

Обозначим форму бровей, но пока только наброском – не будем углубляться в прорисовку.

На линии основания носа нарисуем крылья и слегка зададим переносицу. Чтобы придать большей реалистичности, не будем слишком детально прорисовывать нос – мы подчеркнем его форму тенями позже.

Наметим контур губ и, наконец, очертим форму лица. Чтобы упростить задачу, можно нарисовать ее в виде овала или яйца.

Добавим уши – их основание будет располагаться на уровне между кончиком носа и линией глаз.

Дорисуем шею.

Наметим линию волос с помощью штрихов и прорисуем основную форму прически.

ПРОРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Для того чтобы сделать лицо в рисунке живым , необходимо добавить основные тени. Мы будем проводить их с помощью мягкого карандаша, используя штриховку.

Легкие тени наносятся в области возле основания носа, а глубокие тени выделяют ноздри. Переносица остается светлой, а область вокруг глаз подчеркивается тенями. Не следует перегибать палку с тенями под глазами, чтобы изображение не стало выглядеть синеватым, но также важно уделить внимание и нижнему веку. Чтобы создать реалистичность, проводим штриховку радужки глаза и оставляем свободные участки без штрихов.

Скулы подчеркиваем, стараясь проводить штрихи аккуратно и поодиночке. Желательно, чтобы штрихи повторяли контуры той области, которую мы прорабатываем, так будет лучше передана форма.

Затем затеняем небольшую область подбородка под нижней губой. Усиливаем темноту складки между губами и дорабатываем контур.

Слегка затемняем область шеи под подбородком.

Можно приступать к прорисовке волос. Стараемся передать направление роста волос, завитки и кудряшки с помощью штрихов. Необходимо прорисовывать волосы, а не штриховать хаотично, чтобы они выглядели живыми.

РАБОТАЕМ С ТОНОМ

Основные тени уже нанесены, теперь затонируем светлые участки, чтобы избежать их пустоты. Даже белки глаз выглядят неестественно, если оставить их без штриховки. Используйте короткие линии для штриховки. Штрихи должны соответствовать форме и направлению поверхности — форме черепа, глаз, складок и выступающих частей.

Чтобы не допустить ошибок с тоном, начинайте работу с темных участков и постепенно переходите к светлым — всегда можно затенить слишком светлые места, но восстановить тени будет довольно сложно.

Взгляните на всю картину в целом и исправьте возможные недочеты. Растушуйте слишком резкие тени и линии.

Портрет завершен. Даже начинающие могут научиться рисовать лица, если знать основы построения и нужные пропорции.

РИСУЕМ ПОРТРЕТ В ПРОФИЛЬ

Форма головы в профиль также подобна яйцу, но острый кончик направлен не вниз, как в положении анфас, а слегка в сторону. Однако основные пропорции лица сохраняются.

Для начала, рисуем яйцо, слегка отклоненное в сторону, и проводим по центру вертикальную линию, которая будет обозначать подбородок. Можно также наметить шею для удобства ориентации. Проводим горизонтальную линию на уровне подбородка, а вертикальный отрезок, получившийся в результате, делим пополам — так мы находим линию глаз.

Когда рисуем человека в профиль, важно правильно расположить ухо. Его основание будет примерно на вертикальной линии симметрии, верхний край — на уровне глаз, а нижний край – на уровне основания носа.

Затем, намечаем линии бровей, основания носа, губ и линию роста волос.

ДЕТАЛИ

Теперь давайте поработаем с деталями.
Приблизительно на уровне глаз мы намечаем переносицу, обрисовываем очертания глаза, описываем контур носа и форму губ, придаем объем подбородку, изображаем нижнюю челюсть, уточняем линии шеи.

Немного выше глаза рисуем бровь, в этом ракурсе она становится похожей на запятую по форме.

Прорисовываем ушную раковину, если не желаем закрыть ее волосами. Затем очерчиваем общую форму прически и детализируем волоски.

Теперь мы удаляем все лишние линии построения и начинаем добавлять детали. Накладываем тени в уголках глаз, подчеркиваем основание носа и подбородок под нижней губой. Затем затемняем скулы и шею. Обдумывайте, где должны находиться самые тёмные области и наносите на них более толстые штрихи.

Когда основные тени наложены, приступаем к тоновой штриховке. Наносите штрихи аккуратно и не спешите. Тренируйтесь создавать ровный тон и плавные переходы в тенях.

Посмотрите на свою работу критическим взглядом и исправьте все недочёты.

Наблюдайте за людьми вокруг вас, изучайте разные лица и пытайтесь передать их на бумаге. Но также не забывайте развивать творческое видение и экспериментировать с собственным стилем.

Помните, что рисование — это процесс, требующий времени и терпения. Не бойтесь делать ошибки и постепенно оттачивать свои навыки. Практикуйтесь регулярно и наслаждайтесь процессом творчества!

Меню