Для достижения высокого уровня искусства в рисовании человеческой фигуры необходимо учесть ряд факторов. Пропорции играют важную роль, также необходимо правильно передать свет и тень, учитывать перспективу и точно передавать черты лица и особенности телосложения модели. Весь этот процесс требует очень большого художественного опыта. Однако для новичков будет гораздо проще начать свой путь в создании портретов людей с легкого, но необходимого этапа — с наброска каркаса или макета фигуры.
Первоначально, начинающему художнику стоит перестать думать о пропорциях тела, о положении рук и ног, а также о размерах глаз и форме носа. На данный момент все эти детали не имеют особого значения. Вместо этого, сосредоточьтесь на фигуре в целом. Воображайте, как все части тела будут взаимосвязаны и двигаться вместе. Для этого нужно создать основу — каркас, к которому в дальнейшем будут добавляться все остальные элементы будущего рисунка.
Как нарисовать в полный рост человека?
Рисуем голову
При начале рисования всегда важно начинать с головы, так как она определяет пропорции всего тела. Рекомендуется нарисовать овал, учитывая наклон головы вправо или влево. Нет необходимости проводить множество линий, просто нарисуйте эллипс с помощью одного-двух движений карандаша.
Пропорции лица человека
После этого нужно определить, будет ли голова наклонена вперед или назад. Следует помнить, что голова на рисунке не является плоским кругом, а имеет форму шара. У объемных фигур – три измерения, а у плоских – два. Для создания объемного круга на бумаге нужно провести линию посередине лица.
Чтобы наглядно представить себе это, можно попробовать обмотать мяч резинкой или нарисовать линию вдоль всего воздушного шара. Если вы наклоняете шар в направлении от себя, линия будет изгибаться вверх, а если опрокидываете шар от себя, линия будет смотреть вниз. На рисунке прямая линия в средней части овала головы будет обозначать линию глаз, подбородок будет находиться в нижней части, а нос будет располагаться посередине между глазами и подбородком.
Шея
Затем проведите линию, изображающую шею. Не нужно стремиться к анатомической точности, просто нарисуйте линию, опускающуюся вниз от головы. Сделайте ее слегка изогнутой. Даже когда человек смотрит прямо, в профиль будет виден естественный изгиб шеи.
Туловище
Далее перейдем к изображению торса. Нарисуйте линию, представляющую собой ось торса. Как и шея, она должна быть расположена вдоль позвоночника. Не стоит пытаться детально прорисовать саму позвоночник, и не нужно стремиться к физической точности в изображении грудной клетки или линии талии. Просто передайте общее направление движения тела от плеч до бедер.
Бедра
На нашем эскизе участок ног будет изображен прямой линией, которая образует угол 90 градусов от основания позвоночника. Это означает, что линия бедер перпендикулярна линии туловища. Если мы смотрим на тело спереди, то бедра будут шире головы. Однако, если повернуть тело, то линия бедер в перспективе может сужаться до точки. Обратите на это внимание, чтобы правильно расположить положение тела на рисунке.
Ноги
Ноги должны быть пропорциональной длины голове, шее и туловищу вместе взятым. Визуализируйте изгиб линии ног в районе колен и добавьте две небольшие черты, которые обозначат направление ступней.
Плечи и руки
Плечи могут двигаться независимо друг от друга, поэтому их, также как и бедра, нельзя изобразить одной прямой линией. Чтобы передать сутулость или опущение плеч, нужно сделать черту плеча изогнутой. Линия плеча соединяется с туловищем под прямым углом, но ее концы могут быть закруглены вверх или опущены вниз в зависимости от позы. Добавьте руки и кисти, используя такие же линии, как и для ног со ступнями, только немного короче.
Пропорции
Как только вы поймете принцип построения каркаса тела, обратите внимание на пропорции. Каждый человек уникален, у кого-то длинные ноги и короткое туловище, у других — длинные руки или короткие плечи, а у кого-то — большая голова. Таким образом, у вас есть много возможностей для практики рисования различных фигур.
Однако, если говорить о классических пропорциях взрослого человека, то они определяются «правилом семи голов». Расстояние от верхней части головы до лобковой кости должно быть равно четырем головам вашего персонажа. Ноги же должны быть примерно в три с половиной раза длиннее головы.
Добавьте движения
Хороший способ научиться рисовать каркасы — это придать вашей фигуре на бумаге движение. Попробуйте изобразить ее не в неподвижном состоянии, а в движении. Встаньте перед зеркалом и выполните какое-либо движение, например, присядьте или поднимите что-то с пола. Обратите внимание на положение ваших рук и ног, на равновесие всего тела. Теперь попытайтесь схематически нарисовать «человечка», выполняющего то же движение.
Набросок
Следующий шаг — быстрый набросок. Рисование каркасов — великолепное упражнение, которое помогает научиться запечатлевать позы и положение тела модели. Однако у него есть несколько недостатков. Его конструкция достаточно жесткая, что затрудняет внесение изменений, и на эскиз требуется много времени.
Другой метод — это быстрый набросок позы и жестов. Он также не требует детального создания контуров тела. Смысл заключается в том, чтобы передать облик всей позы плавными линиями. Такой набросок необходим для захвата неотделимых частей тела, но для того, чтобы ощутить настроение и энергию всей позы человека, которого вы рисуете. Эти наброски помогут сохранить эмоции и впечатления от модели до окончательной проработки.
Вы можете выделить темными линиями изгиб бедра и поворот грудной клетки, а более мягкими и светлыми линиями — расслабленность рук.
Итак, первый шаг в изображении человека сделан. После освоения эскизов каркасов тела и набросков поз и жестов вы сможете перейти к изучению анатомии тела, строению скелета, объема простых форм. И, объединив все это, вы сможете нарисовать своего первого человека.