1. Главная
  2. Карандаш
  3. Как рисовать драпировку карандашом

Как рисовать драпировку карандашом

Сегодня мы поговорим о драпировке, которая является одним из сложнейших видов натуры.  Драпировка широко использовалась различными художниками на протяжении многих веков. Этот прием заключается в создании плавных, изогнутых складок ткани, которые добавляют движение, глубину и реалистичность рисунку.

Один из самых известных примеров использования драпировки можно найти в работах итальянского художника Микеланджело. В его фресках «Сотворение Адама» и «Последний Суд» на потолке и стене Сикстинской капеллы в Ватикане, изображена драпировка одежды на фигурах ангелов, богов и людей. С помощью мастерского использования светотени и линий он создает эффект подвижности и объемности ткани.

Еще одним примером таланта в использовании драпировки является голландский живописец Вермеер. В его работах, таких как «Девушка с жемчужной сережкой» и «Девушка, читающая письмо», он мастерски изображает мягкие складки ткани на платьях и шали своих героинь. Это придает им еще большую нежность и реалистичность.

Драпировку также активно использовали художники эпохи Возрождения, такие как Рафаэль и Тициан. В «Сикстинской Мадонне» и «Афине» Рафаэля мы видим изящные и детально проработанную драпировку одежды, которая придает рисункам еще большую гармонию и элегантность. Тициан же изображал драпировку более грубыми и свободными мазками, что придавало его работам особый драматизм и энергию.

Таким образом, использование драпировки в художественном изображении имеет долгую и богатую историю. Мастера прошлого активно использовали этот прием, чтобы добавить реалистичности, глубины и эффекта движения в свои произведения.

И сейчас ткань окружает нас повсюду –  это и одежда, и шторы на окнах, и кухонные полотенца. Все эти предметы образуют множество складок различных форм, которые мы можем передать в рисунке.

ВИДЫ ДРАПИРОВКИ

1.Ткань, свободно висящая на гвоздике.
Это наиболее простой и привычный способ создания эффекта драпировки, органично вписывающийся в рисунок. Ткань легко подбирается под цветовую гамму помещения и может быть использована для придания легкости и воздушности окружающему пространству.

2.Второй вид драпировки – это ткань, небрежно наброшенная на спинку стула или вертикально поставленную плоскость. Этот прием активно применяется в рисунках для создания эффекта небрежных складок и игры света и тени на поверхности. Создает атмосферу непринужденности и непостоянства, при этом мягко подчеркивает особенности объекта.

3.Третий вид драпировки – это материя, лежащая на горизонтальной поверхности и образующая инертные складки. Такая драпировка используется для придания объема и формы ровным поверхностям. Она создает ощущение уюта, комфорта и добавляет грацию в рисунок.

4.Ткань, завязанная в узел. Этот способ используется для создания акцента и делает драпировку более заметной. Узел может располагаться как по центру, так и на одной из сторон, в зависимости от задумки художника.

5.И, наконец, пятый вид драпировки – складки на одежде. Такие складки могут быть различной формы и располагаться как вертикально, так и горизонтально, подчеркивая красоту фигуры и добавляя объема и шарма в образ.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

Графитовые карандаши разной твёрдости:
карандаш 2H — идеален для создания вспомогательных линий и деталей.
карандаш HB — используется для создания основных линий.
карандаш HB — он наиболее мягкий из всех графитовых карандашей и подходит для создания теней и темных областей.

Как только мы выбрали подходящие карандаши для нашего рисунка, важно подобрать и качественную плотную бумагу. Отлично подойдет бумага для черчения.

Ластиr поможет аккуратно удалить нежелательные линии.

Клячка. Однако важно помнить, что клячкой нельзя работать как обычным ластиком: нужно аккуратно промакивать рисунок, а не тереть его.

Кусок ткани. Лучше выбрать тонкую и струящуюся ткань, чтобы получить выразительные и реалистичные складки. Не забывайте, что материя не должна «стоять колом», поэтому выберите однотонную ткань, которая будет хорошо передавать атмосферу и настроение вашей работы.

КАК РИСОВАТЬ ДРАПИРОВКУ

На подготовительном этапе особое внимание следует уделить освещению и избегать лишних теней на ткани. Идеальным решением будет использование яркого дневного света, падающего слегка сбоку, так как это создаст контрастные и глубокие тени.

Важно помнить, что тень всегда образуется на обратной стороне от источника света. Прежде чем приступить к рисованию, нужно определить, где ткань плотно контактирует с объектом под ней, а также в каком направлении образуются складки.

В большинстве случаев форму предмета, на котором лежит ткань, можно предугадать по самому материалу. Например, если мы рисуем драпировку на стуле, лучше сначала нарисовать эскиз самого стула, а затем добавить ткань поверх него.

В данный момент мы просто тренируемся делать наброски, поэтому не нужно беспокоиться — просто рисуем их на свободном пространстве. Однако, когда мы приступаем к конкретной работе, например, натюрморту, мы должны заранее продумать композицию и представить, как она будет выглядеть на бумаге. Рисунок не должен быть слишком мелким, но и не должен занимать всю площадь листа. Важно оставить свободное пространство со всех сторон.

При рисовании драпировки чрезвычайно важно не запутаться в переходах светотеней, так как именно они помогают передать глубину складок. Большинство тканей поглощает свет, поэтому бликов в драпировке, скорее всего, не будет. Тон в рисунке создается с помощью штриховки, которая должна соответствовать форме складок, иначе они будут выглядеть плоскими.

Поскольку в рисунке не должно быть совсем белых участков, рекомендуется начать тонировку с самых темных теней. Если ошибиться с тоном, проще затемнить свет, чем осветлить тень.

КАК РИСОВАТЬ СКЛАДКИ НА ТКАНИ ПОЭТАПНО

Начать работу проще всего с общих форм и постепенно добавлять детали и прорабатывать тени. Разместим ткань на столе и слегка сдвинем ее рукой, чтобы создать небольшую волну. Попробуем передать эту волну на бумаге. Для лучшего отображения формы складки, нужно посмотреть на нее сверху и под наклоном – если представить, что мы находимся на уровне глаз, то мы увидим только одну линию, которая будет толщиной со степенью натяжения нашей ткани – это не выразительно.

Наметим твердым карандашом линию с небольшим холмиком в середине. От основания этого холмика нарисуем тонкую границу складки.

Вспомним про перспективу – параллельные линии сходятся на горизонте при удалении от нас. Если свет падает слева, то наметим штрихами падающую тень с правой стороны от складки, повторяя изгиб волны. Также нарисуем падающую тень от ткани на столе внутри складки. На «гребне» волны оставим светлый тон, а на теневой стороне нарисуем легкую штриховку – полутень и собственную тень.

Горизонтальными штрихами показываем, что ткань, за исключением центральной складки, лежит на столе ровно. Теперь попробуем нарисовать простейшую тряпочку, висящую на гвоздике. От произвольной точки нарисуем вниз волнистую линию. Исходную точку представим себе вершиной треугольника и проведем тонкие линии от вершины к каждому изгибу исходной кривой.

Сотрем лишние линии ластиком и наметим штриховкой тень на участках с правой стороны от «зигзага», если источник света все так же слева. Получилось простое изображение складок на висящей ткани. Такой подход может быть полезен, например, при рисовании воротничка на женской блузке.

КАК ПОЭТАПНО НАРИСОВАТЬ КАРАНДАШОМ ДРАПИРОВКУ НА ШТОРАХ

Если шторы ровно крепятся к карнизу, то складки образуют ровную цилиндрическую форму. Для создания рисунка шторы на бумаге мы используем твердый карандаш и намечаем верхнюю части листа, где будет находиться карниз.

Чуть выше карниза мы рисуем волнистую линию, стремясь сделать все полукруги одинаковыми. Из точек, составляющих основание каждой волны, проводим одинаковые вертикальные линии вниз. Затем соединяем нижние точки прямыми линиями, образовав новую волнистую линию, которой заканчиваются наши вертикальные линии.

Важно обратить внимание, чтобы вершины волны чередовались с нижними, то есть, если наверху вершина направлена вверх, то нижняя должна быть направлена вниз, и наоборот. Далее, мы стираем часть линии карниза, чтобы создать иллюзию его прохождения сквозь складки шторы.

Для создания объема на нашей картине мы используем мягкий карандаш и делаем размашистые вертикальные штрихи для наметки теней. Полосы света чередуются с полутона. Каждая выпуклая и вогнутая складка имеет свою теневую часть, свет и полутень.Свет проходит посередине, затем расходится полутень в обе стороны и, наконец, появляется тень.

Мы стремимся передать эти переходы штрихами и наблюдаем, как постепенно на рисунке появляется объем. Чтобы усилить этот эффект, мы добавляем глубокую падающую тень под шторой и легкими горизонтальными штрихами обозначаем поверхность пола. Важно помнить, что все переходы светотени должны быть плавными, без резких линий. И вот, наша штора готова.

РИСУЕМ ДРАПИРОВКУ ПОЭТАПНО

Мастерство художника подчас требует от него не только кисти и красок, но и острого взора, тонкого чувства пространства. Как же передать на холсте текучесть драпировки, создать иллюзию объёма и светотени? Давайте представим себе, что мы находимся в студии, в полумраке, и перед нами висит ткань, подвешенная на крючке. Благодаря одной точке опоры, складки формируются вокруг нее так, словно рисуют конус. Наша задача — передать этот живой процесс на бумаге.

Мы начинаем с наброска. На отдельном листе мягким карандашом вычерчиваем основные контуры и крайние точки будущего рисунка. Теперь рисунок напоминает ромб, а мы можем приступить к созданию складок. Тонкими линиями мы отображаем форму каждой складки, делая акцент на самой видимой части — светотени и полутени. Обращаем внимание, что даже на освещенной части материи есть полутени, которые придают объем и реализм.

С помощью штриховки мягким карандашом мы создаем глубокие падающие тени, которые охватывают не только поверхность ткани, но и прилегающие объекты. Наши штрихи грациозно передают форму и структуру теней, которые становятся темнее, чем ближе они находятся к предмету.

Чтобы подчеркнуть переходы света и тени, мы тонируем изображение длинными, произвольными штрихами. Сверяясь с натурой, мы стремимся видеть ткань как единое целое, а не разрозненные кусочки. Каждую складку мы прорабатываем отдельно, но с особой тщательностью следим за тем, чтобы не затемнить те участки, которым нужно быть светлее.

Мы начинаем с рисования теневой стороны висящей ткани. Длинными штрихами, параллельными линиям складки, мы набираем общий тон, обращая внимание на полутени и рефлекс. При этом не давим на карандаш, чтобы создать максимально легкий и нежный эффект.

Когда теневая сторона готова, мы переходим к светлой части и снова начинаем с набора общего тон, используя длинные штрихи. Затем внимательно прорабатываем каждую складку, снова придерживаясь формы конуса, отображая ее почти горизонтальными штрихами.

Конечно, участок воздуха легко покрасить в цвет. Теперь, когда основная работа закончена, мы можем пройтись по всему рисунку длинными легкими штрихами, чтобы сгладить переходы. Не забудьте доработать падающую тень от ткани — ведь именно за счет этой тени мы достигаем дополнительного объема и пластичности объекта.

Когда все готово, обратите внимание, чтобы нигде не осталось четких контуров. Фон можно легкими вертикальными штрихами, чтобы подчеркнуть форму висящей ткани. Доработываем отдельные детали, если необходимо.

Рисуйте каждый день, постоянно практикуйтесь и каждая ваша работа будет лучше предыдущей.

Меню