1. Главная
  2. Как нарисовать
  3. Композиционное построение рисунка

Композиционное построение рисунка

Залогом удачного рисунка является правильно составленная композиция. Некоторые художники интуитивно ощущают, как разместить объекты на полотне так, чтобы они гармонично сочетались между собой, но для большей надежности можно подкрепить эти ощущения знаниями.

К сожалению, нет универсального учебника по созданию идеальной композиции, однако, поняв основные принципы построения композиции в изобразительном искусстве, можно научиться постепенно разрабатывать свою работу, избегая излишней детализации и точно передавая художественное представление зрителю.

Что такое композиция

Говоря простым языком, композиция в рисунке отображает структуру и расположение его основных элементов относительно друг друга, а также их взаимодействие. Она позволяет рассматривать изображение как цельное и координированное целое, а не как простой набор различных объектов. Помимо этого, правильно подобранная композиция способна помочь художнику выделить акценты, передать движение и эмоции.

В данной области теоретики выделяют несколько основных принципов композиции, которые иногда даже называют законами.

Целостность – каждая мельчайшая деталь рисунка должна гармонично взаимодействовать друг с другом, так что они воспринимаются зрителем как единое целое, а не разбросанные по всему пространству элементы. Для достижения этого эффекта художник должен вначале продумать пропорции основных частей композиции, затем сделать грубый набросок основных силуэтов, разместив их на листе, и только потом перейти к деталям, заполняя пространство постепенно.

При этом объекты не должны сливаться друг с другом и теряться на фоне, если только это не является особенной идеей художника. Целостность изображения является ключевым фундаментом удачной художественной композиции.

Созависимость — важно разместить объекты таким образом, чтобы в картине присутствовал композиционный центр (который, к слову, обычно не совпадает с центром листа), главный герой, от которого зависят остальные элементы. Следуя простым словам, второстепенные элементы подчиняются главному. Интересно, что в одной картине может быть несколько композиционных центров, но они не должны быть равноценными. Созависимость объектов должна сохраняться, чтобы не нарушалась целостность изображения.

Композиционное равновесие – даже у самых динамичных изображений желательно иметь некоторый баланс относительно центра, чтобы композиция была устойчивой. При этом рисунок не обязан быть строго симметричным. Равновесие может достигаться, например, через использование контрастов. Также для соблюдения баланса можно использовать так называемую композиционную паузу – пустой участок пространства между объектами, который сам по себе возможно воспринимается как объект.

Контрастность – контрасты помогают передать форму, объем и цвет в работе. Без контраста рисунок просто сливается с фоном по тональности или цвету, не вызывая интереса у зрителя. Контраст помогает художнику выделить основные объекты работы и позволяет скрыть второстепенные. Можно подчеркнуть композиционный центр через использование светлого фона или контраста размеров, придавая главному объекту больший размер по сравнению с остальными. В рабочем процессе можно использовать контрасты не только в тоне и цвете, но и в размерах, формах, объемах, плоскостях, текстурах, а также использовать психологический контраст. Важно при этом не забывать о балансе и не перегружать работу деталями.

Виды композиции

Для лучшего понимания основ композиции в живописи и рисунке, давайте рассмотрим наиболее распространенные виды композиции.

Статичная композиция создает ощущение неподвижности и равновесия объектов на рисунке. Чтобы достичь этого эффекта, все предметы должны быть изображены перпендикулярно линии горизонта и строго по вертикальным осям. Статичная композиция часто используется, например, в натюрмортах.

Динамичная композиция, наоборот, стремится создать иллюзию движения в пространстве картины. Для передачи ощущения динамики художник использует диагонали или повторяющиеся линии, штрихи, цветовые пятна. Важно помнить, что даже динамичное изображение должно быть уравновешенным.

Симметричная композиция строится зеркально относительно вертикальной оси симметрии, проходящей посередине листа. Композиционный центр располагается на этой оси. Симметричное изображение часто ощущается как статичное, поэтому, если хочется передать движение, требуется избавиться от полной одинаковости частей.

Графический композиционный рисунок

Асимметричная композиция — это более сложный и интересный вид композиции, когда части рисунка по разные стороны от вертикальной оси симметрии отличаются друг от друга. Уравновесить такую композицию можно, например, разместив с одной стороны крупный объект, а с другой — несколько более мелких элементов.

Замкнутая композиция характеризуется наличием границ изображения. Она является самодостаточной и не предусматривает продолжения за пределами этих границ.

Открытая композиция, наоборот, создает ощущение, что изображение продолжается за границами рисунка. Эта композиция может включать большое открытое пространство.

Теперь, когда мы разобрались с видами композиции, можно переходить к основным принципам её построения.

Делим на три

Самым простым способом построить удачную композицию является использование правила третей. Суть его заключается в разделении листа на равные прямоугольники, используя для этого две горизонтальные и две вертикальные линии. Подобную сетку можно наблюдать в цифровых фотокамерах.

Если же мы хотим использовать более сложную вспомогательную сетку, то можно воспользоваться принципом «золотого сечения». Это соотношение величин, которое мы можем встретить в природе и которое было замечено еще древними художниками.

В данном случае, вертикальная и горизонтальная стороны листа не разделяются на равные отрезки, а используется соотношение 1,618. Если мы примем всю длину стороны листа за 100%, то один отрезок будет составлять 38%, а второй — 62%.

Для построения такой сетки сначала мы отмечаем эти отрезки в одну сторону, а затем в другую, чтобы получить две точки. Затем повторяем эту процедуру по всем сторонам листа и рисуем сетку. В отличие от правила третей, прямоугольники, получающиеся при использовании «золотого сечения», окажутся не равными. Средняя часть будет составлять уже. Это соотношение считается более гармоничным.

В точках пересечения линий мы размещаем основные элементы композиции, которые мы хотим выделить или привлечь внимание зрителя. Например, если у нас задуман сюжет с несколькими композиционными центрами, то целесообразно разместить их на пересечениях линий или самих линиях, в зависимости от объекта.

Правило третей или более сложное «золотое сечение» часто используется в пейзажах. Например, чтобы добавить акцент в композицию, можно изобразить на вертикальной линии сетки одиноко стоящее дерево или «подвесить» в небе луну. Такой элемент привлечет внимание зрителя в первую очередь.

Также, линия горизонта, размещенная на границе нижней и средней третей, если мы хотим показать больше неба, или средней и верхней третей, если нас больше интересует земля или вода, визуально будет выглядеть намного гармоничнее, чем линия, расположенная посередине листа.

Немного геометрии

Соотношение «золотого сечения» можно использовать и в диагональной разметке листа, поделив его сначала на два равных треугольника диагональю из угла в угол. Затем на этой диагонали отмеряем нужную длину отрезка, оставляя верхнюю часть более длинной. После этого соединяем верхний угол листа с полученной точкой новым отрезком. Таким образом, получается три треугольника, в которых можно разместить элементы композиции.

Отдельно стоит отметить, что часто композицию вписывают в какую-либо простую геометрическую фигуру, такую как круг, овал, квадрат или треугольник. Это особенно заметно в картинах классических мастеров, изучение которых помогает понять основные принципы и приемы художественной композиции.

Организуем пространство

Еще на этапе разработки рисунка художник должен учесть перспективу и многоплановость изображения, а также обратить внимание на «воздух» в картине. Например, при создании композиции натюрморта необходимо помнить, что предметы не следует помещать слишком близко к краям листа, чтобы избежать стесненности. Кроме того, чем ниже находится объект на листе, тем ближе он будет казаться зрителю, так как здесь начинают работать правила перспективы.

Важно правильно подобрать размеры изображаемых объектов, так как слишком маленькие объекты могут потеряться на белом фоне, а слишком большие могут занять всё доступное пространство и стать главными элементами сами по себе.

Также не следует выстраивать объекты на рисунке в одну линию, так как это может быть скучно. Для того чтобы продемонстрировать многоплановость изображения, можно частично перекрывать одни предметы другими. Это создаст иллюзию глубины пространства.

Ритм в композиции

Еще одним ключевым приемом композиции, делающим ее более интересной и живой, является ритм. Как и в музыкальном произведении, где звуки разной продолжительности и высоты, а также паузы между ними создают музыкальный ритм, в художественном произведении ритм задается с помощью повторяющихся элементов, но с разной толщиной, высотой, направленностью и расположением.

Примером ритма может служить изображение забора. Если ряд вертикальных столбиков будет расположен на одинаковом расстоянии и соединен горизонтальными перемычками одинаковой толщины, результатом будет ровный, скучный забор, на котором взгляд не задержится. Но если нарушить этот строгий ритм, сломать перемычку или сделать некоторые столбики покосившимися, то рисунок приобретет совсем иной характер, в нем появится история.

Также, разнообразный ритм может оживить лесной пейзаж. Если деревья расположить на разном удалении друг от друга и от зрителя, придав им разную толщину и форму, а также заставить их расти с наклоном в разные стороны, это создаст ритмичную композицию.

Аналогично, ритм можно создать и с изображениями групп людей. Расположив их на рисунке не в шеренгу, а на разном удалении и на разных планах, добавив фигуры разного размера, таких как взрослые и дети, можно придать живости композиции. Любые нарушения в ритме делают изображение более динамичным и интересным.

Без труда никуда

Любой творческий процесс требует знаний и навыков. Сегодня мы рассмотрели основные принципы построения композиции. Используя эти, по сути, простые правила, можно научиться отображать в рисунке любые художественные задумки так, чтобы они гармонично сочетались на листе, холсте или даже на стене.

Чтобы зритель хотел задержаться у произведения немного дольше и пристально рассмотреть детали, погрузившись в историю, рассказанную художником.

Меню