1. Главная
  2. Карандаш
  3. Как смешивать цвета: теория для художников

Как смешивать цвета: теория для художников

Мы узнаем основы смешивания цветов еще в раннем детстве, когда воспитатели в детском саду рассказывают нам, что если смешать желтый и красный цвет, получится оранжевый, а синий с желтым дает зеленый цвет.

Позже, в школе, мы знакомимся с исследованиями Ньютона, который с помощью стеклянной призмы разложил луч света на спектр и доказал, что свет — это цвет, а поэтому в недостаточном количестве света все видим серым. И тот цвет предметов, который мы видим собственными глазами, является отражением самого предмета. Так что же представляет собой теория цвета для художников? Результат смешивания трех основных цветов известен каждому, но что делать дальше?

Теория цвета является одним из основных понятий, с которым должен ознакомиться каждый начинающий художник. Знание и понимание цветовых взаимодействий и сочетаний позволяют создавать яркие, гармоничные и выразительные произведения искусства.

ТЕОРИЯ ЦВЕТА ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Искусство сочетания и смешения цветов занимает особое место в жизни и творчестве художников. Они понимают, что важно не только умение создавать цвета и нюансы, но и умение сочетать их правильным образом. Например, чтобы получить серый цвет, можно просто смешать черный и белый, либо разбавить черный оттенок водой при использовании водорастворимых красок. Однако, полученный серый может выглядеть недостаточно выразительно.

Оказывается, есть еще одна великолепная альтернатива – использование волшебства. Казалось бы, несочетаемые желтый и фиолетовый оттенки вместе могут создать потрясающий и глубокий серый, идеально подходящий для изображения темного и мрачного неба или других загадочных сюжетов. Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, давайте окунемся глубже в теорию цвета для художников.

Давайте начнем с изучения основных характеристик цвета. Цвет — это название самого цвета, таким образом, как мы его видим — красный, фиолетовый, зеленый, розовый и так далее. Каждый цвет может иметь множество оттенков.

Цвета делятся на хроматические и ахроматические. К ахроматическим цветам относятся белый, серый и черный. Хроматические цвета, также известные как спектральные, включают в себя синий, красный и т. д. Хроматические цвета — это цвета, которые имеют собственный цвет.

Насыщенность цвета характеризует его чистоту и яркость. То есть, чем меньше насыщенность, тем ближе оттенок цвета становится к серому. Если добавить к цвету белый или черный, насыщенность уменьшится и оттенок станет бледнее. Хроматические цвета также приглушаются при смешивании между собой.

Оттенок или светлота определяет, насколько близкий к ахроматическим (белому или черному) является хроматический цвет. Очевидным примером является тот факт, что желтый цвет гораздо светлее, чем синий. Каждый цвет можно сделать светлее или темнее, добавив белил или черной краски. В акварели, например, тон можно высветлить, просто добавив воды. Тон играет важную роль в монохромной живописи, такой как гризайль. Когда нет дополнительных цветов, тональные контрасты помогают художнику передать свою идею зрителю.

Теплохолодность — определение этого понятия может представлять определенные трудности для многих начинающих художников. Здесь можно вспомнить физику и понятие длины волны излучения. Каждый цвет имеет свою длину волны, и чем короче она, тем холоднее ощущается цвет. Наиболее «горячим» считается красный цвет, а самым холодным — фиолетовый.

Традиционно, желтые и оранжевые оттенки также относят к теплым цветам, а зеленые и синие — к холодным. Однако, тот же зеленый цвет может быть и теплым, если в его составе преобладают желтые пигменты, а красный может стать холоднее, если добавить немного синевы. Таким образом, тепло-холодность является условной характеристикой и должны учитываться в каждом конкретном случае, а не рассматриваться в общем виде.

ГАРМОНИЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ЦВЕТОВ

Для создания гармоничного сочетания цветов в работе необходимо искусно подобрать палитру. В этом задании начинающим художникам может помочь цветовой круг Иттена и знание простых алгоритмов подбора цветовой гаммы.

Цветовой круг Иттена – это универсальная шпаргалка, хорошо известная каждому, кто интересуется теорией смешивания цветов. Очень полезно сделать свой собственный цветовой круг, так как покупные версии не всегда позволяют понять, какой цвет получится в итоге. Конечный результат зависит от выбранных исходных цветов.

Например, если смешать ультрамарин с лимонной желтой, получится один оттенок зеленого, а с желтой светлой – другой оттенок. Если взять церулеум вместо ультрамарина, получится третий оттенок, совершенно не похожий на предыдущие. То же самое можно сказать и о различных оттенках красного цвета.

КРУГ ИТТЕНА

Круг Иттена отражает суть смешивания красок, взяв за основу три базовых цвета – жёлтый, синий и красный, и смешав их попарно, мы получаем новые цвета, так называемые вторичные – оранжевый, зелёный и фиолетовый, является основой построения цветового круга Иттена. Цветовой круг помогает нам «почувствовать» цвет и понять, как смешивать краски для получения нужного цвета.
Построение цветового круга:

Для построения цветового круга, вооружившись карандашом и линейкой, мы начинаем с рисования равностороннего треугольника. Затем, разделив треугольник на три равные части, пристраиваем по треугольнику к каждому его ребру еще по треугольнику, с вершинами, направленными от центра всей фигуры. Таким образом, мы получаем равносторонний шестиугольник.

Далее, по вершинам шестиугольника, мы выстраиваем кольцо проведением двух окружностей разного диаметра. Разделяем это кольцо на 12 равных секторов так, чтобы вершины шестиугольника указывали каждая на свой сектор, с промежуточными ячейками.

Три базовых цвета — красный, синий и жёлтый — закрашиваем внутренний треугольник по секторам, а также соответствующие сегменты на внешнем кольце. При этом между закрашенными секторами оставляем по три пустых ячейки. Эти цвета считаются базовыми, так как их нельзя получить путем смешивания других цветов. Красный будет внизу справа, синий — внизу слева, а желтый — сверху.

Затем мы берем по два базовых цвета и смешиваем их в равных пропорциях на палитре: жёлтый с красным, красный с синим и синий с жёлтым. Получившиеся вторичные цвета — оранжевый, зелёный и фиолетовый — закрашиваем треугольники и сегменты, прилегающие к основному. Закрашенные сегменты будут чередоваться с пустыми через одного. Цветовой круг можно нарисовать и цветными карандашами, где нужные цвета наслаиваются друг на друга до получения вторичного цвета.

Чтобы получить третичные цвета, мы добавляем к вторичному цвету такое же небольшое количество соответствующего базового цвета. Например, добавляем к оранжевому цвету жёлтый, чтобы получить жёлто-оранжевый. Затем к оранжевому добавляем красный, чтобы получить красно-оранжевый, и так далее. Мы постепенно заполняем все пустые ячейки круга, находясь внутри закрашенных сегментов.

Построение цветового круга Иттена позволяет нам визуально представить смешивание цветов, а таблица с названиями цветов и их составом помогает наглядно показать, как нужно смешивать цвета для получения конкретного результата. Хотя на первый взгляд круг Иттена может показаться бесполезным, он действительно полезен для начинающих художников, помогая им научиться «чувствовать» цвет и осознанно смешивать краски для создания нужного оттенка.

Мы можем создать заполненный цветовой круг из двенадцати оттенков, смешав всего лишь три базовых цвета! Но стоит помнить, что к каждому цвету можно добавить белило или, наоборот, чёрную краску, и тем самым получить ещё больше оттенков. Например, к оранжевому можно добавить немного чёрного, чтобы получить охристые оттенки. А для того чтобы внести теплоту или холод в серый цвет, достаточно добавить немного красного или синего соответственно.

Ориентируясь на цветовой круг, мы можем подобрать практически любой оттенок. Сначала мы определяем, к какому цвету он относится, а затем, смотрим в какую сторону отклоняется от исходного цвета и добавляем соответствующие цвета, изменяя пропорции, чтобы достичь нужного эффекта. Хорошим упражнением будет взять несколько предметов дома и попытаться воспроизвести их цвет, экспериментируя с красками и добиваясь максимальной схожести.

Понимая, как делать смешивание цветов, мы сможем самостоятельно создавать палитру для каждой работы, используя всего лишь три базовых цвета и добавляя белило или чёрную краску. Однако необходимо учесть, что такая подготовка займёт достаточно много времени. Ведь когда мы смешиваем каждый цвет вручную, мы тратим гораздо больше времени, чем при использовании готовых красок. Это особенно актуально для акрила, так как он быстро высыхает, и пока мы подбираем пропорции красок, они могут просто застыть.

Также в акварельных работах, особенно в технике «по-мокрому», желательно заранее продумать и смешать палитру, чтобы избежать преждевременного высыхания бумаги.

После практики смешивания цветов мы возвращаемся к теории. Разберемся, как использовать цветовой круг Иттена для подбора гармоничных сочетаний цветов.

ГАРМОНИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ

1.Монохромное сочетание.
Монохромность в искусстве – это не только простой, но и невероятно эффектный прием. Одним из самых легких способов достичь такого эффекта является подбор палитры, состоящей из различных оттенков одного цвета. Например, вечерний пейзаж в синих тонах может быть написан исключительно с использованием синей краски, которую можно отбелить или затемнить, добавляя белила или чёрную краску. Важно сохранить контрастность изображения в монохромной живописи, чтобы оно легко читалось зрителем.

2.Комплементарная гармония.
Сочетания цветов, расположенных друг напротив друга в цветовом круге, называются дополнительными или комплементарными. Эти цвета создают самый сильный контраст и взаимно дополняют друг друга. Даже при использовании всего двух дополнительных цветов — разумеется, с возможностью варьирования оттенков и насыщенности — картина будет выглядеть ярко и гармонично. Чтобы не перегрузить работу, лучше выбрать один цвет в качестве основного и добавить акценты или отобразить тени вторым цветом. Знаменитое произведение «Звёздная ночь» Винсента Ван Гога, пожалуй, наиболее наглядно демонстрирует понятие комплементарной гармонии.

Если смешать между собой дополнительные цвета, они нейтрализуют друг друга и мы получаем глубокий серый цвет, который иногда бывает необходим в живописи.

Некоторые примеры пар дополнительных цветов можно назвать:
— Красный и зелёный;
— Фиолетовый и жёлтый;
— Красно-оранжевый и сине-зелёный.

3.Аналоговое сочетание.
Аналоговая гармония — великолепное сочетание, основанное на объединении трех-пяти соседних цветов в цветовом круге. Чтобы достичь такой гармонии, необходимо сначала определить основной цвет и его акценты, а остальные цвета использовать в качестве дополнения. Кроме того, необходимо учитывать контрасты, чтобы избежать скучности и обеспечить интересность вашей работы. Благодаря аналоговой гармонии можно передать различные настроения, например, осеннюю меланхолию или тревожность вечерних сумерек.

4.Аналогово-комплементарное сочетание.
В случае аналогово-комплементарного сочетания цветов, один из аналоговых цветов дополняется комплементарным для создания акцента. Цветок ириса служит прекрасным примером такой гармонии в природе: его сине-фиолетовые лепестки омрачаются ярко-желтой сердцевиной, привлекая внимание и создавая контрастный эффект.

5.Раздельно-комплементарная гармония.
Гармония, основанная на разделении и дополнении, проявляется в сочетании одного главного цвета с двумя дополняющими. Эти цвета не располагаются строго по прямой линии, как комплементарный цвет, а находятся по обе стороны от него.

6.Цветовая триада.
Цветовая триада – это комбинация цветов, которые находятся на равном удалении друг от друга в цветовом круге. Если каждый цвет обозначить точкой, то по этим точкам можно построить равносторонний треугольник. Такая комбинация считается наиболее сбалансированной и очень популярной в живописи. Примером триады является сочетание трех основных цветов: желтого, красного и синего. В такой палитре один цвет выбирается как основной, а два других его дополняют. Интересной особенностью этой цветовой комбинации является то, что если смешать два цвета из триады, то получится третий дополнительный цвет. Если же смешать все три цвета сразу, то получится ахроматический цвет. В классической живописи и даже в иконописи существует множество примеров цветовой триады.

7.Цветовая тетрада.
Цветовая тетрада представляет собой сложное сочетание из четырех цветов, с которым не всегда легко справиться. В цветовом круге можно подобрать различные формы для тетради: квадратную, прямоугольную и даже экзотическую трапецию. Например, прямоугольная тетрадь состоит из сочетания двух комплементарных пар цветов. Чтобы создать гармоничную балансировку сразу четырех цветов, рекомендуется выбрать один цвет в качестве основного, второй – для акцентов, а остальные оставить в «подпевках».

Существуют и другие цветовые гармонии. Однако, на данном этапе, давайте сосредоточимся на изучении представленных выше. В любом случае, для полного понимания теории искусства необходима практика. Мы уже ознакомились с базовыми принципами смешивания цветов и правилами создания гармоничной палитры для нашей работы. Теперь, когда мы освоили теоретические знания, можно наконец взять в руки кисти и краски и начать проявлять свой творческий потенциал.

Меню