Акварель – слово, в котором слились множество возможностей для творческой души! Эта краска позволяет создавать невероятно прозрачные и легкие рисунки, наполненные светом и воздухом.
На рынке существует множество производителей акварельных красок различных ценовых категорий. Но какую акварель выбрать начинающим художникам? Каким материалом можно полностью насладиться рисованием, не разочароваться и развивать свое мастерство?
Как выбрать акварельные краски
Как известно, акварель — это водорастворимая краска, которая в основном состоит из пигмента и связующего вещества. Кроме того, она обычно содержит консерванты и антисептики для увеличения срока ее хранения. Если вы хотите узнать, как выбрать акварель, давайте рассмотрим различные типы акварелей и какие критерии стоит учитывать при выборе.
Первый критерий, на который следует обратить внимание — это качество пигментов. Хорошие акварели содержат высококачественные пигменты, которые обеспечивают яркие и насыщенные цвета. Предпочтительно выбирать акварели, в состав которых входят натуральные пигменты, такие как красители, полученные из растений или минералов. Они обладают большей устойчивостью и глубиной цвета.
Второй критерий — это степень связывания пигментов с водой. Хорошие акварели должны легко смешиваться с водой и хорошо растворяться, образуя гладкую и равномерную краску. Некачественные акварели могут содержать связующие вещества, которые ослабляют связь пигментов с водой, что приводит к неравномерности окрашивания и менее плавным переходам цветов.
Третий критерий, на который стоит обратить внимание, — это яркость и стойкость цвета после высыхания. Качественные акварели сохраняют свою интенсивность и яркость даже после высыхания, не теряя своей насыщенности. Это позволяет создавать долговечные и яркие произведения искусства.
Еще одним важным критерием выбора акварели является ее прозрачность. Прозрачность акварели определяет ее способность пропускать или отражать свет. Это важно для создания эффектов теней, глубины и прозрачности в акварельных работах. Чем выше степень прозрачности, тем более глубокие и насыщенные цвета могут быть достигнуты.
Разновидности акварельных красок
По своему назначению акварельные краски можно классифицировать на три группы.
Детские
Первая группа – детские краски, которые обычно содержат декстрин в качестве связующего вещества и мёд в качестве пластификатора. При высыхании эти краски придают картине глянцевый блеск, а наличие мёда в составе предотвращает слишком быстрое засыхание.
Детская акварель является наиболее доступной и подходящей для использования в детском творчестве или для зарисовок, но не для серьезных работ. Стоит, однако, отметить, что некоторые французские бренды, например, Sennelier, производят акварельные краски на медовой основе, которые нельзя назвать исключительно детскими по цене и качеству.
Детские акварельные краски продаются в наборах от 6 до 32 цветов, и если вы выбрали такой материал для начинающего художника, то лучше всего приобрести набор палеток из 24 оттенков или ограничиться базовыми цветами и тренироваться в смешивании доступных оттенков.
Проблема дешевых акварельных красок заключается в том, что некоторые цвета могут состоять не только из одного пигмента, но и из нескольких. Например, оранжевая краска может состоять из одного оранжевого пигмента или из комбинации красного и жёлтого, но эту информацию нельзя найти на упаковке.
Это не представляет серьезной проблемы, пока вы не пытаетесь создать третий цвет, так как компоненты в красках взаимодействуют между собой, и результат может быть непредсказуемым для начинающего художника – может получиться только грязный оттенок. Профессиональные краски также могут включать несколько пигментов, но производители стараются указывать состав краски на упаковке (мы расскажем об этом чуть позже).
В любом случае перед началом работы рекомендуется протестировать и смешивать все цвета, которые вы планируете использовать, чтобы избежать неприятных неожиданностей.
Ученические
Ученические акварельные краски отличаются от детских более высоким качеством. В этих красках использована смола гуммиарабик в качестве связующего вещества, что делает их более дорогими. При высыхании такие краски не блестят, но зато лучше растекаются по бумаге и смешиваются.
Кроме того, акварель ученических серий отличается более тонким помолом пигментов. Чем мельче фракции порошка, тем насыщеннее получается цвет краски и тем равномернее ложится слой на бумагу.
Для начинающих художников вполне подойдут акварели ученических серий, которые позволят достичь хороших результатов без необходимости тратить большие суммы. Например, бренд «Малевичъ» предлагает довольно качественные и недорогие акварельные краски для начинающих художников. Также завод «Невская палитра» радует начинающих художников ученическими сериями под названиями «Сонет» и «Ладога».
Профессиональные
Профессиональные акварельные краски представляют собой категорию материалов, которые отличаются качественными пигментами, связующими веществами и вспомогательными компонентами. Они обладают яркими цветами и хорошо предсказуемым поведением на бумаге, что дает более широкие возможности для творчества.
На рынке существует множество производителей, выпускающих качественные акварельные краски, как отечественных, так и зарубежных брендов. Среди них можно назвать такие компании, как «Royal Talens», «Winsor & Newton», «Невская Палитра», «Гамма», «Schmincke», «Mijello» и другие.
Однако, выбор акварели остается на усмотрение каждого художника, исходя из его индивидуальных предпочтений и финансовых возможностей. Качественная профессиональная акварельная краска, к сожалению, не может быть дешевой, хотя местные бренды обычно являются более доступными по цене.
Кроме того, профессиональные и ученические художественные краски имеют еще и удобство в том, что на упаковках указаны названия цветов. Это помогает художнику ориентироваться в своей палитре, особенно при онлайн обучении, когда преподаватель может назвать нужный оттенок.
Важно помнить, что названия и пигментный состав могут отличаться у разных производителей, поэтому внимательно читайте этикетки и делайте свои исследования.
Дешифровшик
Как уже упоминалось, на этикетках художественных красок производители часто указывают пигментный состав каждого оттенка. Эта информация является бесценной как для начинающих, так и для опытных художников, помогая выбрать правильные краски и сочетать их между собой.
Знание, из каких пигментов состоит та или иная краска, позволяет избежать получения нечистых оттенков и непредсказуемых результатов при смешивании цветов.
Каждому пигменту присвоены буквенный и цифровой коды. Например, запись «py3, pg7» указывает на использование в краске двух пигментов – желтого №3 и зеленого №7. Буквенные обозначения являются аббревиатурой английских слов «pigment» и названием соответствующего цвета – yellow, green, violet и так далее.
Для начинающих художников рекомендуется выбирать монопигментные акварельные краски, так как они лучше смешиваются между собой, обеспечивая яркий чистый цвет и прозрачность. Например, бренд «Малевичъ» предлагает набор из 12 монопигментных акварельных красок в металлическом пенале, который является почти идеальным вариантом для знакомства с акварелью.
Также в некоторых описаниях можно встретить букву «g», которая указывает на то, что после высыхания краска формирует грануляцию – неравномерное оседание более крупных частиц пигмента на бумагу.
В результате, красочный слой становится зернистым, пигмент может выпадать хлопьями или мелкими песчинками. Например, бренд «Белые ночи» предлагает целую серию гранулирующих акварельных красок разных оттенков. Зная о грануляции заранее, это свойство можно эффектно использовать в художественной работе.
Изучаем пиктограммы
Помимо цифровых и буквенных обозначений пигментного состава на этикетке можно найти таинственные звёздочки и квадратики. Давайте разберёмся, что они означают.
Звёздочки (*) или плюсики (+) на этикетке – это показатель светостойкости краски. Чем больше звёздочек, тем выше светостойкость краски. Диапазон может варьироваться от одной до пяти звёздочек. Работы, выполненные светостойкими красками, не боятся солнечных лучей и будут радовать зрителя более 100 лет.
Этот показатель особенно важен для тех, кто занимается выставочной деятельностью, рисует картины для продажи или просто развешивает свои работы на стенах без защитного стекла. Если же вы выбираете акварель для учебных работ или зарисовок в скетчбуке, то светостойкость можете не принимать во внимание.
Квадратик на этикетке – это показатель укрывистости краски. Этот показатель является гораздо более важным, чем светостойкость. Если квадратик не закрашен, это указывает на прозрачность краски. Если же квадратик чёрный, это означает, что красочный слой будет плотным и укрывистым. Наполовину закрашенный квадратик обозначает полупрозрачную краску. Например, акварель, содержащая в составе белый пигмент (pw), чаще всего является непрозрачной и отмечена чёрным квадратиком. Всё просто.
Треугольник на этикетке – это символ, обозначающий окрашивающую способность краски. Некоторые пигменты так глубоко проникают в структуру бумаги, что окрашивают её настолько, что невозможно протереть краску до белого листа. На этикетке к такой «окрашивающей» акварели треугольник будет закрашен чёрным цветом.
Чёрно-белый треугольник обозначает полуокрашивающую краску, а белый – неокрашивающую. Этот показатель следует обязательно учитывать, если в работе планируется высветление участков путём протирания красочного слоя. Если нет уверенности, что пигмент полностью удалится с бумаги, лучше воспользоваться маскирующей жидкостью.
Таким образом, при выборе красок для различных художественных работ полезно учитывать их светостойкость, укрывистость и окрашивающую способность. Эти символы на этикетках помогут вам сделать правильный выбор.
По форме и содержанию
Акварельные краски могут быть представлены в нескольких форматах упаковки, и выбор акварели зависит от наших конкретных целей и личных предпочтений.
Один из форматов – это кюветы. В данной упаковке акварель находится в твердом состоянии, и перед работой ее необходимо размачивать водой. Акварель в кюветах может храниться в течение многих лет, не теряя своих свойств. Одним из плюсов такого формата является его экономичность – краска в кюветах расходуется очень экономно.
Кюветы являются идеальным выбором для начинающих художников, хотя и требуют определенной привычки. Например, чтобы получить насыщенный тон, необходимо наносить несколько слоев краски на палитру кисточкой. Кюветы можно приобрести как в наборах, так и поштучно. Иногда можно заменить определенные цвета в наборе или докупить цвета, которые закончились раньше других.
Также отдельная покупка кюветов предоставляет отличную возможность попробовать акварель от разных производителей и не платить за «лишние» цвета, которые редко используются в работах. Например, в классической акварельной живописи белый цвет считается бумагой, поэтому его наличие в наборах можно рассматривать как излишнее.
Для тех, кто предпочитает самостоятельно собирать палитру, есть возможность приобрести отдельные пеналы под кюветы, которые также удобно брать с собой на пленэр или в путешествие.
Другой формат акварельных красок представлен тюбиками. Консистенция акварели в тюбиках похожа на зубную пасту, и она уже готова к работе – нужно просто выдавить немного краски на палитру и начать рисовать. При необходимости получить более светлый оттенок, можно просто добавить немного воды.
Большим плюсом акварели в тюбиках является то, что краска всегда остается чистой, в отличие от кюветов, в которых часто образуется грязь, даже при тщательной промывке кисточки после каждого цвета. Краска в тюбиках более пигментирована, поэтому получение яркого насыщенного цвета гораздо проще, чем с акварелью в кюветах.
Тюбики акварели идеально подходят для работы с большими форматами и для масштабных заливок. Однако работа с таким форматом также имеет свои нюансы. Начинающим художникам может быть сложно определить необходимое количество краски, которую следует выдавить, и излишки просто засыхают на палитре. Информацию о возможности использования таких красок в дальнейшем, после их размачивания водой, можно получить у производителей.
Например, акварель «Белые ночи» из тюбика подходит даже для заполнения пустых кюветов, а акварель «Малевичъ» не рекомендуется использовать вне тюбика. Кроме того, возникают сложности при переносе краски на бумагу, так как акварель из тюбика может неравномерно набираться на кисть. Однако с практикой можно привыкнуть к этому и избежать появления грудей и клякс.
Еще один формат акварельных красок представлен банками. Наиболее известная жидкая акварель «Ecoline» от «Royal Talens» расфасовывается по стеклянным баночкам. На просторах интернета можно найти еще более дорогую жидкую акварель под названием «Hydrus» от производителя «Dr. Ph. Martin’s». Особенность этого вида краски заключается в удивительной насыщенности и одновременно прозрачности цвета. Краску из баночки лучше добывать специальной пипеткой, чтобы не занести другие пигменты кисточкой. Стоит отметить, что жидкая акварель плохо отмывается от поверхностей и практически не отстирывается.
Таким образом, выбор формата акварели зависит от индивидуальных предпочтений, стиля работы, а также от конкретных задач. Кюветы являются идеальным выбором для начинающих и экономично расходуются, тюбики обеспечивают яркие и насыщенные цвета, а жидкая акварель в банках обладает прозрачностью и насыщенностью цвета. Теперь вы можете выбрать наиболее подходящий формат для своих творческих целей и наслаждаться работой с акварелью.
Каждый художник, стремящийся к совершенству в своем искусстве, имеет возможность выбирать материалы, которые отвечают его предпочтениям и целям.
Хотя это может потребовать некоторых экспериментов и ошибок, важно понимать, что правильный выбор акварельных красок для рисования носит большое значение. В этом уроке мы предоставили начинающим мастерам полезные знания и критерии, которые помогут сделать правильный выбор и избежать разочарований