Сегодня я предлагаю вам научиться рисовать морской пейзаж. Морская тематика всегда привлекала внимание и вдохновляла художников. Левитан, Айвазовский, Куинджи и Серов сумели мастерски передать величие и лирику морской синевы, воплотить в своих работах гармонию и зов бескрайних просторов водной стихии.
Море безгранично и многолико. Вы можете изобразить как безмятежную гладь воды, так и бушующие многометровые волны, которые сокрушают все на своем пути.
Сегодня мы подробно рассмотрим каждый этап процесса создания реалистичного морского пейзажа и научимся передавать его красоту и непредсказуемость.
КАК НАРИСОВАТЬ МОРЕ КАРАНДАШОМ
Для начала, давайте подготовим все необходимые материалы: у вас должны быть простые карандаши для наброска и карандаши 2в и 4в для закладывания тона и проработки деталей. Также не забудьте взять резинку, лучше всего срезанную под острым углом, чтобы работать более точно. И, конечно же, возьмите плотную бумагу формата а4 или а5.
Поэтапно рисуем морской пейзаж
Итак, приступим к рисунку морского побережья. Начнем с линии горизонта. Проведите ее немного выше середины листа, ведь мы хотим показать именно море, поэтому горизонт должен быть немного выше, оставляя меньше места для неба.
Затем рисуем линию прибоя. Расположите ее по диагонали в нижней части листа и сделайте ее извилистой, чтобы наметить набегающие волны. Не рисуйте ее из угла в угол — допустим, дальняя часть линии будет ниже горизонта, примерно на середине листа, а ближний план будет уходить в нижнюю часть листа. И чтобы придать композиции больше жизни, давайте набросаем несколько камушков на берегу.
Возьмём в руки карандаш 2В и начнём детально разрабатывать небо на нашей рисунке. Сделаем верхнюю часть неба более тёмной, постепенно осветляя тон ближе к горизонту. Чтобы сгладить штрихи, можно аккуратно растушевать их с помощью бумажной салфетки.
Затем приступим к рисованию моря. Возьмём карандаш 4В и начнём наносить штриховку, делая линию горизонта максимально тёмной, а передний план – светлым. В целом, море должно быть темнее по тону, чем небо. Также аккуратно растушуем штрихи, стараясь сгладить переход между морем и небом, чтобы создать лёгкую дымку.
Вновь возьмём карандаш 2В и приступим к штриховке берега. Оставим ближайшую к воде часть почти нетронутой, а передний план затенём. Снова аккуратно растушуем.
Если при штриховке будем держать карандаш плашмя и делать аккуратные, неразмашистые штрихи, то тон будет ложиться равномернее, и растушёвка может вообще не понадобиться.
Теперь возьмём ластик и протрем небо, удалив изображенные облака. При этом облака, которые расположены ближе к нам, будем делать выше и более проработанными, а далёкие облака только наметим волнистыми линиями. Подчеркнём нижнюю часть каждого облачка лёгкой тенью.
Когда небо готово, приступаем к прорисовке сказочных волн. Уникальные и чарующие. Используя магию ластика, мы намечаем их хулиганскую силу. На дальнем плане они еле заметны, словно эльфийские дуновения ветра. Линии горизонта трепетно украшаются несколькими изящными штрихами, бежащими параллельно.
Постепенно, по мере их приближения, гребни волн становятся все более явными, оживляя покойный океан. Береговая черта третьей ступени – место, где волны надрываются о землю, с особым трепетом обрабатывается круговыми движениями. Пена непобедимых волн разбрасывается вокруг, опутывая побережье легким туманом.
Мы меняем угол обзора, анализируя перспективу и точку схода, которая становится их общей визитной карточкой. Если бы мы рисовали море в «анфас», то все эти линии оказались бы строго параллельными. Но в нашем мире, волны имеют свободу и игривость.
Отложив ластик, мы берем в руки карандаш с мощной магией и, проработывая каждую волну, намечаем мягкие тени. Они придают объемности и реалистичности волнам, выделяя их из общей картины. Некоторые тени становятся насыщенными и глубокими, расставляя акценты, а другие тает как эльфийский шепот.
И наконец, когда наше море оживает, мы подбираем мягкий карандаш и тщательно цветем камни на берегу. Светотень играет с ними, создавая блики и тоновые переходы, а падающее солнечное свет замечательно отражается от каждого камушка, заставляя его ожить в мире вечного начала и безграничной фантазии.
Мы создали рисунок, изображающий прекрасное море. Такой же великолепный морской пейзаж можно передать с помощью штриховки, не прибегая к использованию ластика, а оставляя светлые или даже незаштрихованные области там, где это необходимо, такие как облака и морская пена. Однако, данная техника требует большого мастерства в обращении с карандашом. Начинающим художникам может просто не хватить терпения для тщательной проработки деталей.
РИСУЕМ МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ АКВАРЕЛЬЮ
Давайте поговорим о том, как создать морской пейзаж акварелью. Нам понадобятся следующие материалы:
1. Акварельная бумага формата А5, плотностью не менее 200 г/м².
2. Небольшая круглая кисть — белка или синтетика.
3. Флейц.
4. Акварельные краски желтого, красного, синего и коричневого цветов.
5. Вода и бумажные салфетки.
Для начала наметим карандашом линию горизонта чуть выше середины листа. Наш карандаш едва должен касаться бумаги, чтобы избежать его просвечивания сквозь акварель. Если под рукой есть акварельные карандаши, мы можем использовать их для начертания эскиза. Также наметим небольшой участок суши слева, который выступает в море. Верхняя часть этого участка будет над линией горизонта, а основание — уйдет под воду. В небе наметим заходящее солнце, чуть выше линии горизонта.
Затем возьмем флейц и смочим верхнюю часть листа, чтобы создать эффект неба. Наберем на круглую кисть желтую краску и нанесем ее точечно на бумагу, позволяя краске свободно растекаться. Затем точечно добавим красного цвета — где-то он смешается с желтым и станет оранжевым, а где-то останется красным. Ближе к краям добавим больше красного, можно даже добавить немного синего, чтобы немного затемнить цвет.
Оставим небольшой круглый участок над горизонтом однородно желтого цвета — это наше заходящее солнце. Подождем, пока небо подсохнет. После этого аккуратно смочим нижнюю часть листа водой. Затем горизонтальными мазками нанесем краску таких же цветов, какие мы использовали для неба, чтобы создать отражение в воде. В углах и по краям продолжим работать темными и насыщенными тонами, а в середине оставим желтый участок. Ближе к горизонту мазки должны быть тоньше и короче, а на переднем плане — крупнее и немного волнистыми, чтобы передать рябь на воде.
Затем аккуратно закрасим участок суши коричневой краской с добавлением немного красного. При этом следует разбавить акварель водой, чтобы предотвратить ее попадание в море.
Пока море полностью не высохло, добавим под сушей коричневую тень. Она слегка смешается с красными оттенками и не будет резко выделена, что создаст желаемый эффект.
После высыхания картины, мы можем добавить некоторые детали при помощи коричневой акварели. Например, на небе можно нарисовать силуэты птиц, а на уступе — контуры маяка. Дайте полностью высохнуть картине и наслаждайтесь результатом.
КАК НАРИСОВАТЬ МОРЕ ГУАШЬЮ
Теперь научимся рисовать море в солнечный день гуашью.
1.Возьмите плотную бумагу для рисования, такую, на которую гуашь будет ложиться ровно и без искажений.
2.Для работы вам понадобятся также гуашевые краски. Хорошо будет ограничиться набором из 8 или 12 цветов — это достаточно, чтобы передать основные оттенки морской гаммы.
3.Кроме того, понадобится плоская кисть среднего размера и тонкая круглая кисть. С помощью плоской кисти вы сможете создать широкие мазки и эффекты дальности, а тонкая круглая кисть пригодится для деталей и более мелких элементов.
4.Не забудьте также о баночке с водой.
Перед тем как приступить к работе, имейте ввиду, что гуашевые краски немного отличаются от акварели. Гуашь менее текучая и более предсказуемая, что позволяет достичь более контролируемых результатов.
Давайте начнем с наброска картинки карандашом. Все так, как обычно – начинаем с линии горизонта. Однако, вместо обычной береговой линии, у нас будет две большие волны. Условно разделим наше море пополам и разделение нижней половины на две части будет представлять примерный уровень будущих волн. Для начала нарисуем две изогнутые линии друг над другом, следя за тем, чтобы изгибы были хаотичными и не совпадали.
Теперь, вооружившись плоской кистью, давайте возьмем синий цвет с небольшим количеством белил и закрасим небо, стараясь сделать его проницаемо-голубым, как в яркий солнечный день. Постепенно добавляя все больше белого, создадим плавный градиент сверху вниз, к линии горизонта, от более темного оттенка к более светлому.
На следующем этапе, с помощью синего цвета, подчеркнем линию горизонта и начнем прорисовывать морскую часть будущей картины. Дальний план просто закрасим темно-синим цветом, не уделяя особого внимания деталям.
Начиная со второй большой волны, добавим к синему цвету немного зеленого, чтобы получить бирюзовый оттенок. Придадим гребню волны более светлый и зеленый цвет, а основанию — голубой оттенок, чтобы вспомнить, как выглядит волна, освещенная солнечными лучами изнутри. Мазки накладываем сверху вниз, следуя форме волны.
Затем отведем узкую извилистую полоску вниз и закрасим следующую волну более темным синим цветом с небольшим добавлением зеленого. Мазки также сделаем в направлении движения воды.
Теперь возьмем немного белил на кисточку и прорисуем по гребням волн пену точечными движениями, не смешивая краску. Гребень второй волны закрасим белой полоской, чтобы создать эффект пены. Дождитесь, пока гуашь подсохнет, и еще раз аккуратно пройдитесь белилами, чтобы пена стала светлее.
Главное – не переборщить, чтобы не потерять легкость. Тонкой кистью прорисуйте белилами, разведенными с водой, сетку из разбегающейся пены. Можно также набрать немного белил на кисть и немного разбрызгать краску над волнами.
Рисовать море не так уж и сложно. Главное — не бояться пробовать, экспериментировать и оттачивать свое мастерство.