1. Главная
  2. Карандаш
  3. Как рисовать углем правильно

Как рисовать углем правильно

Уголь — пожалуй, самый древний художественный материал, который не утратил своей актуальности до сих пор. Чтобы разобраться, как рисовать углём, необходимо понять, что это за материал и какие его разновидности существуют.

Уголь – это материал, получаемый в результате высушивания и пресования древесного вещества или некоторых видов угля. В художественных целях используются различные виды углей, такие как уголь натуральный и компрессированный уголь.

Использование угля в живописи предлагает художникам уникальные возможности для самовыражения и создания эффектных произведений искусства. Густые и насыщенные черные тона, которые может создать уголь, позволяют передать глубину и объемность объектов, а также играть с светотенями.

Благодаря различным техникам рисования искусству угля нет равных в создании реалистичных штрихов, мягких переходов и эмоциональной глубины.

Каким углем рисовать портреты?

Художественный уголь выпускается в трёх различных формах: древесный уголь, прессованный уголь и угольные карандаши.

Древесный уголь является самым простым материалом, который даже можно изготовить самому. Он получается путем обжига древесных веточек, обычно ивовых, при высоких температурах и без доступа кислорода. Угольные палочки довольно хрупкие и могут легко крошиться при сильном нажиме. Они отличаются светлым тоном в сравнении с прессованным углем. Рисунок, выполненный древесным углем, легко стирается обычной салфеткой и может быть полностью удален.

Прессованный уголь производится в виде брусочков квадратной или цилиндрической формы из угольного порошка и растительного клея. Твердость прессованного угля различается, подобно графитовым карандашам — чем мягче материал, тем насыщеннее и ярче он оставляет след на бумаге. Прессованный уголь сложнее удаляется с поверхности рисунка и при стирании может оставлять грязные следы.

Угольные карандаши включают грифель из того же прессованного угля, но заключенный в деревянную оболочку. Они также отличаются по твердости — чем твёрже карандаш, тем бледнее след он оставляет на бумаге. Платой за отсутствие пачкания рук является то, что невозможно закрашивать большие области рисунка. Однако угольные карандаши незаменимы при работе над мелкими деталями.

Для работы лучше иметь запас всех видов угольков, чтобы использовать их на разных этапах творческого процесса.

Материалы для угольного творчества

Для рисования углем не требуется много материалов. Помимо самого художественного материала, нам понадобится:

Бумага – рекомендуется выбрать плотную и немного шероховатую бумагу, так как гладкая поверхность не будет держать частицы угля и рисунок будет осыпаться.

Ластик и клячка – это важные инструменты при работе с углем. Клячка позволяет светлее наложить тон или удалить ненужные штрихи без видимых следов. Она обладает особенностью изменять свою форму и использование ее подобно обычному ластику не подходит. Вместо того чтобы стирать изображение, мы «промакиваем» клячкой места, откуда хотим удалить тон.

Растушевки – можно приобрести готовые изделия или сделать их самостоятельно, используя разные по диаметру скрученные трубочки из газетного листа или салфеток. Обычные ватные диски и палочки также подходят в качестве растушевок.

Фиксатив – из-за ненадежности уголь может смазаться или осыпаться на бумаге, поэтому важно зафиксировать нашу работу. Для этой цели можно приобрести специальный спрей-фиксатив в художественном магазине или воспользоваться обычным лаком для волос сильной фиксации – эффект будет не хуже. Фиксатив следует наносить на расстоянии 30-40 сантиметров от работы. Если рисунок не слишком большой, лучше не наносить фиксатив прямо на него, а нацеливать в сторону, чтобы облако лака осело на поверхность рисунка. После нанесения фиксатива важно дать работе высохнуть и проверить пальцем, чтобы убедиться, что все закрепилось. Если изображение все еще размазывается, повторяем процесс с фиксативом.

Кусочек мелкой наждачной бумаги для заточки угольков.

Таким образом, соблюдение этих рекомендаций позволит нам проводить рисование углем с удовольствием и получать качественные результаты.

Техники рисования углем

Уголь – это потрясающий материал, который позволяет создавать яркие и насыщенные цвета, контролируя силу нажима. Рисование углем подразумевает проведение тонких линий и создание штриховок, что в итоге даёт чёткие и графичные изображения.

Чтобы нанести тон на большую площадь, угольные палочки кладут плашмя. Растушевывая штрихи, можно добиться сходства с чёрно-белой фотографией.

Также возможно создание тёмного фона и выделение тонов с помощью клячки. Комбинируя различные способы рисования углём, можно достичь невероятно красивых эффектов.

В графике важно передать тональность пятен, поскольку в монохромной работе переходы от света к тени имеют основополагающее значение.

Рисование углем для начинающих

Новичкам рекомендуется начинать свое знакомство с материалом с простых сюжетов. Например, можно попробовать нарисовать зимний пейзаж, который представляет собой небольшую полянку с лесным массивом на втором плане.

Легкие рисунки углем

Это очень просто. Для начала берем мелок из натурального угля и легко затонируем лист бумаги. Затем растушевываем фон салфеткой и снова заштриховываем. После этого снова растушевываем. Бумага приобретает приятный серый цвет, который может быть не однородным.

В угольной графике необязательно начинать рисунок сверху, так как рисунок постоянно растушевывается, дополняется и изменяется. После того, как фон затонирован, можно наметить горизонт ниже середины листа.

Выше линии горизонта грубыми штрихами можно обозначить лес с верхушками деревьев. Затем растушевываем, чтобы получилось темное пятно, по контуру похожее на лесной массив.

Возвращаемся к небу и подштриховываем верхнюю часть, так как согласно законам перспективы, чем дальше от нас небо и другие предметы, тем светлее они должны быть. Старайтесь сделать плавный тоновый переход. Тщательно растушевываем все штрихи. Можно использовать салфетку, чтобы протереть более светлое круглое пятно, представляющее солнце.

В лесу ближние деревья должны быть прорисованы более детально — изображайте темные стволы и ветви. На этом этапе можно использовать прессованный уголь, чтобы получить более насыщенный тон. Те деревья, которые просвечивают в гуще леса, должны быть менее темными и менее чёткими. Чем дальше от нас, тем более размытыми становятся их силуэты.

Затемняем участок около леса, так как от деревьев падает тень. Если солнце находится практически над лесом, то тени должны быть длиннее и гуще.

На самой полянке можно наметить кустики засохшей травы и тени под ними. На дальнем плане растушевываем их, а на переднем оставляем отчётливые штрихи.

Для большей детализации первого плана можно использовать угольные карандаши. Берем клячкой убираем тон там, где должен быть снег — делаем белые «шапочки» на траве и ветках деревьев. Также высветляем места, где могут быть солнечные блики.

Если на нашей полянке есть кочки, не забываем рисовать тени под ними, ориентируясь на солнце — тень всегда падает с противоположной стороны от света.

После завершения работы рекомендуется взглянуть на нее критическим взглядом, и если все устраивает, закрепить фиксативом и оставить подсыхать.

Хранить работы, выполненные углем, желательно под стеклом. Если нет желания оформлять рисунки в багетной мастерской, хотя бы храните их в альбоме с калькой между листами, чтобы избежать трения.

Рисуйте как можно чаще и постепенно усложняйте задачи, ведь нет предела совершенству.

Меню